Канадские ученые раскрыли тайну "черного мора" в Европе в ХIV веке

Канадские ученые раскрыли тайну Составить полную генетическую карту микроорганизма, вызвавшего "черный мор" в Европе в ХIV веке удалось канадским ученым. Они использовали метод полимеразной цепной реакции, позволяющий добиваться увеличения малых концентраций определенных фрагментов ДНК, при анализе костных тканей, взятых из обнаруженного в лондонском районе Смитфилд захоронения 109 жертв эпидемии. Таким образом им удалось воссоздать всю цепочку ДНК, состоящую из 6,4 млн фрагментов. Результаты исследований опубликованы в последнем номере журнала Nature. Структура древнего патогена - одного из самых смертоносных за всю человеческую историю - впервые реконструирована полностью, что дает возможность тщательно изучить его эволюцию.

По мнению ученых, пандемия 1347-1351 годов, в которой погибли около 50 млн человек, была вызвана патогеном Yersinia pestis , и древняя форма этого микроорганизма не слишком отличается от его современной формы, вызывающей бубонную чуму, от которой и сейчас гибнет примерно 2 тыс человек в год.

"Основываясь на том, что мы узнали при составлении генетической карты, можно сказать, что современные антибиотики справились бы с этой болезнью", - отметил в интервью информационному агентству Постмедиа ньюс один из участников исследований, специалист по эволюционной генетике из канадского Университета МакМастер Гендрик Пуана. По его мнению, высокая смертность от этой болезни объясняется не только особенно болезнетворным характером Yersinia pestis, но и сочетанием целого ряда факторов, в том числе экологией средневековых городов и состоянием здоровья населения. По его словам, составление полной генетической карты - это новый шаг в исследовании инфекционных заболеваний. "На протяжении многих лет внимание исследователей было сосредоточено на патогене, - отметил он. - Но одно дело - изучать патоген, а другое - оценивать все аспекты заболевания".

"Черный мор" был одной из трех величайших эпидемий, прокатившихся по Европе, Азии и Африке за последние полторы тысячи лет: первой была так называемая "Юстинианова чума" в 541 году н.э, второй - средневековый "черный мор", погубивший от 30 до 50 млн человек и третьей - эпидемия бубонной чумы, распространившейся в результате развития международной торговли. Как отметил канадский исследователь, сейчас Yersinia pestis является причиной гибели примерно 2 тыс человек в разных странах мира, однако эти цифры не идут ни в какое сравнение со средневековой эпидемией.