Расклад политических сил в Иране в преддверии выборов президента
11 мая в Иране стартовала президентская предвыборная кампания, по итогам которой будет избран новый президент страны. Он при любых обстоятельствах будет новым - нынешний по закону не может выставлять свою кандидатуру, так как отбыл на посту два срока подряд.
Специфика выборов в Иране
Предвыборные процедуры в Иране имеют свою специфику. Подать заявление с просьбой зарегистрировать себя в качестве кандидата в президенты может практически любой иранец. Цензы при подаче заявления минимальны. Поэтому, как правило, на всех выборах заявления подают сотни потенциальных кандидатов.
Однако, затем в дело вступает весьма жесткий фильтр специального наблюдательного совета, который рассматривает каждого кандидата практически через лупу. При этом совет руководствуется принципом целесообразности - то есть, нет никаких формальных рамок, которые бы ограничивали его решения.
Дело в том, что Иран - клерикальное государство. Принцип верховенства духовной власти над светской (велаят-е-фактих) абсолютен, и каждый кандидат проверяется не только на безупречную биографию с точки зрения закона, но и на столь же безупречную репутацию с точки зрения религиозной догматики. Отбор настолько жесткий, что отсеивается 98-99 процентов потенциальных кандидатов.
Второй этап предвыборной кампании начинается после опубликования списков допущенных к выборам. В этом году списки должны быть опубликованы приблизительно 22-25 мая, после чего кандидаты смогут начать короткую по времени агитационную кампанию. Короткую потому, что выборы состоятся уже 14 июня.
В таком подходе заложен определенный смысл - мало того, что кандидат должен быть безупречным с точки зрения закона и норм исламского права, он должен быть известным всей стране человеком, иметь опыт, сторонников, харизму и узнаваемую политическую программу. Неизвестный и случайный человек, незнакомый избирателям, в таком случае просто не успеет заявить о себе.
Кандидаты и программы
От процедур перейдем к собственно кандидатам и их программам. Для Ирана очень характерной чертой политического поля является то, что практически весь политический спектр представлен консерваторами. Нет привычных нам левых, правых, патриотов, либералов - консерваторы и охранители в Иране все. Однако консерватор - это не ретроград, это сторонник эволюционных подходов к развитию страны, опираясь на предыдущий опыт и взвешенность в решениях. И вот здесь как раз и проходит черта, по которой в Иране весьма серьезно и существенно политические силы и партии конкурируют между собой. Темпы развития - вот основное противоречие между разными политическими силами.
Политические блоки
В результате существующих противоречий по этому вопросу в стране можно выделить три основных подхода и три основных течения.
Первая группа политиков и политических партий - это те, кого вполне устраивает существующая система разделения полномочий между верховным духовным руководителем Ирана (рахбаром) и президентом - как главой исполнительной и распорядительной власти.
Вторая группа - это те, кто недоволен существующим балансом полномочий и требует перераспределить их в пользу президента. Наконец, третья группа, которых в Иране называют реформаторами, вообще выступает за модернизацию принципа велаят-е-фактих в пользу более светского принципа управления государством. Не отрицая, замечу, самого принципа, но подвергая сомнению его всеобъемлющее распространение.
Стоит отметить, что все три группы представлены очень серьезными и авторитетными политиками. Группа безусловных сторонников рахбара - это влиятельнейшие иранские политики, такие как бывший министр иностранных дел Велаяти, бывший глава полиции, а ныне мэр столицы Галибах, руководитель парламента Лариджани и многие другие. Ко второй группе принадлежит президент Ахмадинежад и его выдвиженец руководитель президентской администрации Машаи. Реформаторы - бывшие президенты Ирана Рафсанжани и Хатами.
В целом между ними нет разногласий по курсу страны ни во внешней, ни во внутренней политике. Конечно, отличия и взгляды их отличаются, и иногда существенно, однако никакого кардинального изменения в политике Ирана в случае прихода к власти представителя любой из групп не предвидится даже в теории. Слишком непростые и сложные механизмы согласования позиций и выработки курса страны, чтобы даже самый харизматичный и волевой лидер смог развернуть политику государства в направлении, куда ему заблагорассудится.
Тем не менее, политическая борьба между группировками носит крайне жесткий характер. Причем настолько жесткий, что четыре года назад поражение реформаторов на президентских выборах обернулось самой настоящей "Зеленой революцией". Молодежь Тегерана и других крупных городов вышла на улицы, и власть с большим трудом, хотя и малой кровью, сумела подавить выступления. Многие увидели в этом отголоски "цветных революций" Восточной Европы и СНГ, инспирируемых Западом, однако вполне объективные причины в "революции" 2009 года скорее всего, преобладали.
Электорат
Дело в том, что молодое поколение Ирана во многом не разделяет жестких клерикальных принципов, на которых построено государство. Молодежь крупных иранских городов имеет высокий образовательный уровень, вполне уверенно ориентируется в мировой Сети, имеет доступ к информации, вполне свободна в мыслях и высказываниях. Представление об Иране, как о мрачном средневековом монастыре крайне примитивны и совершенно не соответствуют действительности. Для молодого поколения Ирана идеи реформаторов наиболее близки из всего перечня политических партий и течений.
Молодым людям свойственны нетерпимость, желание перемен при отсутствии обычного жизненного опыта, и Иран - не исключение. При этом, немалая часть как молодежи, так и более взрослого населения недовольны проникновением всевидящего ока духовных лидеров страны во все сферы жизни. Поэтому все три основных политических группы Ирана (их, конечно, больше, но речь идет об основных и значимых) имеют широкую поддержку в обществе и способны опираясь на своих сторонников, пытаться вести борьбу между собой, используя "улицу".
В этом году президентские выборы обещают быть очень жаркими. Президент Ахмадинежад пообещал в случае не избрания своего ставленника Машаи опубликовать компрометирующие материалы на своих политических противников. Материалы, как было анонсировано, содержат доказательства коррупции в среде сторонников рахбара. В условиях жесткой блокады и ухудшения экономической ситуации обвинения в коррупции способны взорвать общество. Поэтому к угрозам президента относятся вполне серьезно. Молодежь, взяв на вооружение лозунг "Перемен требуют наши сердца", тоже более чем вероятно во второй раз выразит неудовольствие возможным проигрышем реформаторов выходом на улицу. Поэтому Ирану придется пройти через нынешние выборы, как через очень непростое испытание своей стабильности.
Эль Мюрид - популярный блогер и политический аналитик. Изучает социально-политические проблемы Ближнего Востока. Выступает в качестве эксперта на телевидении и в радио-эфирах.