Древние мартышки перебирались в Азию через Аравию
Зуб обезьяны, обнаруженный в формации Байнуна (Абу Даби, ОАЭ), — это древнейший след мартышковых в палеонтологической летописи Азии. Это единственная мартышка (из ныне живущих и вымерших видов), обнаруженная за пределами африканского континента, и вторая по счету ископаемая обезьяна на территории Аравии. О находке подробно рассказывается в последнем номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.
Мартышковые в узком смысле (Cercopithecinae) — подсемейство мартышковых (Cercopithecidae) отряда приматов. Это подсемейство делится на две трибы: Cercopithecini (собственно мартышки) и Papionini (макаки, павианы, мандрилы и прочие). Сейчас за пределами Африки встречаются только макаки (в Юго-Восточной Азии) и павианы (на Аравийском полуострове). Кости макак были обнаружены в миоценовых отложениях Италии и Испании. Пока единственным известным путем миграции мартышковых из Африки в Евразии считался средиземноморский: в эпоху высыхания моря уровня (
Мессинский пик солености) обезьяны легко могли перебраться на соседний континент по территории современных Гибралтарского и Мессинского проливов.
Однако зуб из Байнуны позволяет утверждать, что предки современных макак могли попадать в Азию и через Синай, а также по сухопутному мосту на месте нынешнего Баб-эль-Мандебского пролива. Анализ окаменелостей из Абу-Даби показал, что Аравия в эпоху миоцена была вовсе не пустыней. На северо-востоке полуострова текли полноводные реки, шумели леса, простирались саванны. Этот ландшафт населяла типичная для Африки фауна: крокодилы и гиппопотамы, крупные кошачьи и гиены, антилопы и жирафы. Таким образом, Аравийский полуостров в эпоху миоцена не представлял собой экологического барьера на пути переселения мартышковых в Азию, а сам процесс миграции начался еще до возникновения мессинского «моста».
В статье описывается зуб, обнаруженный в 2009 году на острове Шивайхат — это нижний левый моляр, принадлежавший небольшой особи (похожей на современных голубых мартышек или верветок, но не более крупных мартышковых позднего миоцена). Возраст находки определяется в 6,5-8 миллионов лет. Ученые подчеркивают, что столь древняя особь опровергает теорию о появлении настоящих мартышек относительно недавно (в плиоцене или плейстоцене).