Выяснены генетические механизмы половой зрелости у женщин

Ученые разобрались, какие гены влияют на дату менархе — первого менструального кровотечения, отмечающего готовность женского организма к беременности. Результаты исследования представлены в журнале Nature, а кратко его содержание передает пресс-релиз Кембриджского университета.

Ученые из 188 университетов проанализировали ДНК 182416 белых женщин, учтенных в других работах, и выявили 123 генетических вариантов, связанных с менархе. Главный вывод: на дату первой менструации влияют импринтные гены — гены, действие которых различается в зависимости от того, отец или мать передали их ребенку

Первая менструация может наступить в восемь лет, а может и в 13, и зависит это не только от состояния организма и диеты девочки, но и от генов. Дата менархе — это наследуемый признак, и с генетической точки зрения он оказался связанным с повышенном риском полноты, диабета второго типа, сердечно-сосудистых заболеваний и рака груди.

Однако гораздо больше исследователей поразило, что шесть из 123 «генов менархе» располагаются в импринтных областях генома. Таким образом, один из родителей девочки сильнее влияет на ее половое созревание. Впервые ученые показали, что геномный импринтинг управляет развитием организма после рождения. Раньше обнаруживалось только влияние этих генов на внутриутробное развитие плода.