Российские ученые "реанимировали" растение, пробывшее в условиях вечной мерзлоты более 30 тысяч лет

Российские ученые Российским ученым из Института биофизики клетки РАН и Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН удалось "оживить" семена растения, попавшего в условия вечной мерзлоты около 32 тыс лет назад.

Семена растения, принадлежащего к виду "смолёвка узколистная" /Silene stenophylla/, были обнаружены в окаменелой норе древней белки на территории Северо-Восточной Сибири. По словам исследователей, вернуть к жизни растение, пережившее вечную мерзлоту, удалось впервые. Таким образом, выращенная смолёвка является самым древним из ныне живущих многоклеточных организмов.

"Белки устраивали норы, роя замерзшую почву. Они закладывали туда сухую траву, а затем животный мех, и в результате получалось отличное хранилище, природный "криобанк", - рассказал один из авторов исследования Станислав Губин.

Семена смолёвки были обнаружены на глубине 38 метров. По словам исследователей, они пролежали в условиях вечной мерзлоты со времени позднего плейстоцена - эпохи, начавшейся 2,5 млн лет назад и закончившейся 11,7 тысячи лет назад. Растение выращивалось методом микроразмножения в специальном горшке и спустя год цвело, приносило плоды и давало семена.

По словам ученых, вечная мерзлота, покрывающая 20 процентов поверхности Земли, выполняет роль своебразной "капсулы времени", в которой сохранились древние организмы. Биологи намерены продолжать исследования в этом направлении и "воскресить" другие замороженные организмы, имеющие доисторический набор генов, что позволит больше узнать об эволюции жизни на Земле.

Как отмечают биологи, нынешнее исследование подтверждает также важность Глобального хранилища семян в Свальбарде /архипелаг Шпицберген, Норвегия/, в котором при сверхнизких температурах содержатся более 2 млн семян современных растений, собранных со всего мира. Оно должно обеспечивать сохранение разнообразия важных для человечества сельскохозяйственных культур и помочь в его восстановлении в случае возникновения природных или антропогенных катастроф.

Результаты исследования, проведенного под руководством Давида Гиличинского, были опубликованы в понедельник в журнале Национальной академии наук США Proceedings of the National Academy of Sciences.