Глава "Уралкалия" Владислав Баумгертнер может быть выдан России - адвокат Алексей БАСИСТОВ
Решение белорусских властей передать Генпрокуратуре РФ материалы по делу сотрудников "Уралкалия" может быть позитивным сигналом. Как сообщил в интервью ИТАР-ТАСС адвокат арестованного в Минске генерального директора компании Алексей Басистов, согласно международной практике следующим этапом развития событий может быть выдача Владислава Баумгертнера российской стороне.
- Как строится ваше взаимодействие с белорусскими правоохранительными органами?
- Пока мы ориентируемся на публичные заявления белорусских силовиков. Мы слышали, что несколько дней назад генпрокурор Белоруссии дал указание направить материалы дела в генпрокуратуру РФ. Если это так, то подобные действия, с нашей точки зрения, можно только приветствовать. Владислав Баумгертнер - гражданин России и даже если он совершал действия, которые требуют правовой оценки и расследования, то они должны расследоваться российскими органами.
- А есть ли, по вашему сведению, в распоряжении Следственного комитета документы, доказывающие вину Баумгертнера?
- Все наши коллеги, имеющие доступ к каким-либо материалам дела, находятся под подпиской о неразглашении. Поэтому мы не знаем, какие материалы есть в деле. При этом любой документ можно истолковать по-разному. Мы продолжаем настаивать, что должностное положение Владислава /Баумгертнера/ в качестве председателя наблюдательного совета БКК /Белорусская калийная компания, совместный трейдер "Уралкалия" и государственного белорусского производителя удобрений "Беларуськалий" - прим.корр/ в принципе не подразумевало возможности принятия каких-то оперативных решений и не давало возможностей злоупотреблять служебным положением, полномочиями. У него просто не было таких полномочий. Генеральный директор БКК всегда номинировался и утверждался белорусской стороной, все сделки, которые заключались БКК, естественно, заключались белорусскими менеджерами, по согласованию со всеми акционерами. Мы воспринимаем сложившуюся ситуацию как следствие коммерческого конфликта, принявшего столь странные формы. Владислав априори невиновен, ему нечем было злоупотреблять, при этом его держат в камере два на три метра с одной или двумя прогулками в тесном дворике в сутки. Он ограничен в общении не только с друзьями и коллегами, но и с родными, с престарелой матерью, которая прилетела в Минск на следующий день после того как увидела сюжеты о его задержании в теленовостях.
- Каковы последние новости из Белоруссии от местных адвокатов?
- Во вторник и среду на прошлой неделе, когда белорусские адвокаты находились в СИЗО и просили о встрече, их действительно не допускали к Владиславу. С чем это связано, доподлинно неизвестно, встречи не было.
С тех пор ситуация нормализовалась, последняя встреча была в понедельник утром. Адвокат /Баумгертнера с белорусской стороны - прим. корр./ Дмитрий Горячко был в СИЗО, виделся с Владиславом. Особенность ситуации в том, что процедура допуска адвокатов белорусским законодательством никак не регламентирована. Например, может не оказаться свободных комнат, предназначенных для встреч с адвокатами.
В понедельник мы также получили письменный отказ во встрече с Владиславом российских защитников, сейчас думаем об обжаловании этого решения. Уже дважды была отклонена жалоба об изменении меры пресечения на не связанную с арестом. В данный момент адвокаты готовят надзорную жалобу в Верховный суд Белоруссии на решение Минского городского суда. При этом согласно белорусскому УПК подсудимый даже не участвует в судебных слушаниях.
Что касается, например, самочувствия Владислава, то информацию о нем мы также можем получать только со слов адвокатов, которые раньше не были с ним знакомы, и не могут достоверно оценить, в каком он сейчас состоянии, есть ли какие-то изменения по сравнению с тем, что было раньше.
- А почему Владислав Баумгертнер вообще поехал в Белоруссию?
- Мысли о том, что не стоит ехать в Белоруссию, были, но Владислав поехал туда на переговоры по приглашению премьер-министра Михаила Мясниковича. После этого за один день было заведено уголовное дело, и вынесено постановление о задержании. Столь резкого поворота событий никто, конечно, не ожидал.
-А предполагали ли подобное развитие событий председатель совета директоров "Уралкалия" Александр Волошин и сенатор Сулейман Керимов, чей фонд является крупнейшим акционером компании? Они же тоже были приглашены?
- Волошин и Керимов не поехали не потому, что опасались ареста. Насколько я знаю, они не поехали в силу реальной занятости, и того, что именно Владислав был больше других в курсе оперативных вопросов взаимодействия "Уралкалия" с белорусской стороной. Могли ли Александр Волошин и Сулейман Керимов разделить участь Владислава? История не знает сослагательного наклонения, но исключать этого я не могу.
- Вы уже знакомились с какими-то документами по этому делу?
- К сожалению, российские адвокаты согласно белорусскому УПК не допущены к участию в деле, поэтому никакие процессуальные документы нам не давались. Что касается документов, которые на руках наших белорусских коллег, то они также не имеют возможности дать нам с ними ознакомиться, поскольку каждый из них дал подписку о неразглашении тайны следствия. Это особенности белорусской правоохранительной системы, мы воспринимаем их как данность.
- Как будет строиться линия защиты?
- Линия защиты состоит изнескольких основополагающих моментов, один из них заключается в том, что 424 статья УК Белоруссии ("злоупотреблениеиз корыстной заинтересованности") в принципе не применима к Владиславу в случае с его правовыми полномочиями, которыми он якобы мог злоупотребить.
- А как вы прокомментируете неожиданное заявление Интерпола в связи с "Уралкалием"?
- Заявление Интерпола по данному делу является неординарным случаем, пожалуй, первым в моей практике. Могу предположить, что оно связано с вниманием прессы к делу, а также с не совсем верной интерпретацией некоторых фактов со стороны журналистов. Подача запроса не влечет за собой автоматического объявления фигурантов запроса в розыск. В целом, насколько мне известно, ситуация выглядит следующим образом: белорусские правоохранительные органы обратились в Интерпол с просьбой разыскать четырех менеджеров "Уралкалия" и сенатора Совета Федерации РФ от Дагестана Сулеймана Керимова. Система Интерпола на данный момент подтверждает получение данного запроса от Белорусских властей, но в ближайшие дни Интерпол должен будет его рассмотреть. При этом решение будет приниматься не только на основании материалов, которые есть в запросе белорусской стороны, но и с учетом возражений, заявленных российскими гражданами. Поэтому распространенная в прессе информация о том, что российские граждане объявлены в розыск по линии Интерпола не соответствовала действительности. Я уже не говорю про сенатора Сулеймана Керимова, который является неприкосновенным лицом.