Стресс-тесты российских АЭС подтвердили их надежность и безопасность, сообщает Ростехнадзор
"Выполненные стресс-тесты подтвердили защищенность российских АЭС от внешних воздействий, подлежащих учету в проектных основах АЭС. Вместе с тем для отдельных АЭС требуется выполнение дополнительных уточняющих расчетов в отношении стойкости строительных конструкций к смерчу и экстремальным снеговым нагрузкам", - отмечается в документе.
Стресс-тесты для отдельных блоков атомных станций, в частности, для блоков с реакторами ВВЭР-1000, показали "запас прочности при сейсмических воздействиях, превышающих воздействия, подлежащие учёту в проектных основах АЭС". Для защитных оболочек АЭС с реактором ВВЭР-1000 такой запас составляет около одного балла сверх максимального расчетного землетрясения по шкале MSK-64.
Первый заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Рафаэль Арутюнян в беседе с корр.ИТАР-ТАСС назвал модернизацию атомных реакторов "процессом почти бесконечным", поскольку она производится не для экономической выгоды, а для улучшения безопасности. "Надо компенсировать те моменты, которые не учитывались при разработке проекта во времена, когда таких требований не было. Это делается разными дополнительными мерами, системами управления авариями", - пояснил специалист.
Однако, по его словам, такие работы идут не во всех странах. В качестве примера он привел японскую АЭС "Фукусима", где в 2011 году произошла авария. "Модернизация там вроде бы была, но, как на практике выяснилось, она была весьма формально сделана. Ведь при возникновении цунами мало ждать просто повышения уровня воды. Надо быть готовым и к возникновению динамической нагрузки, связанной с приходом волны. Высоту надо было поднимать не на три метра, а учитывать возможность волны и в 10 метров. Это один из уроков Фукусимы – необходимость постоянной модернизации", - подчеркнул Арутюнян.
Замдиректора института отметил, что в России модернизация АЭС происходит постоянно, благодаря чему станции успешно прошли стресс-тесты, а рекомендации Ростехнадзора повлекут новые действия по повышению безопасности.
Арутюнян обратил внимание на то, что необходимо совершенствовать не только старые, но и современные АЭС, например, по российскому проекту "АЭС-2006". "Здесь речь идет об опережающем усовершенствовании российских проектов", - сказал он. Так, по его словам, пассивная система защиты, которая без внешнего источника питания обеспечивает охлаждение реактора, сначала должна была работать в течение 24 часов, теперь - 72. "У нас в стране это не просто соблюдение норм и буквы закона, это стратегия безопасности", - уверен эксперт.
По его мнению, "аварийность не зависит от того, в чьих руках АЭС - в частных или государственных". "Экономический мотив, когда на модернизации экономят, может превалировать, но многое зависит от системы. Например, в США АЭС управляются частными компаниями, но там очень сильный надзорный орган. А в Японии, как показала Фукусима, к тяжелым авариям и возможности их возникновения относились несерьезно - и управляющая компания, и надзорный орган", - констатировал Арутюнян.
Он подчеркнул, что "после проведенных стресс-тестов Росэнергоатом запланировал проведение комплекса мер по усилению систем безопасности". В частности, это касается системы водородной взрывозащиты, контроля концентрации газа. "Речь идет не о чем-то новом, просто еще раз перепроверяется то, что уже давно работает. Ведь те же дожигатели /системы водородной защиты/ стали устанавливать лет 8 назад", - уточнил специалист.
"С точки зрения развития атомной энергетики, приоритет отдается безопасности не потому, что станции априори небезопасны. Дело в том, что несмотря на то, что станции безопасны с точки зрения воздействия на человека и окружающую среду, абсолютно неприемлемы ситуации, когда выброс на территорию задевает значимую часть населения, когда возникают уже экономические последствия. Обществу не нравится радиация, переселение, страх за себя и близких и т.д. Это все надо учитывать, если страна хочет развивать атомную энергетику и развивать бизнес. Так что станции третьего поколения и поколения «три плюс» - это реакция на то, что надо соответствовать не только требованиям чисто техническим, но и восприимчивости общества.