Эксперты: В России бриллиантов производится примерно на 1,2 млрд долларов
Спрос на бриллианты в мире растет, цены постепенно возвращаются на докризисный уровень благодаря хорошему спросу на драгоценности в Индии и Китае. Россия один из главных поставщиков алмазов и бриллиантов в мире. О том, как восстановление спроса скажется на нашей ювелирной отрасли, наш корреспондент побеседовал с членом совета Ассоциации "Гильдия ювелиров России", экспертом Ювелирного дома "Эстет" Валерием Радашевичем.
- Каков объем российского рынка бриллиантов?
- По данным "АЛРОСА" в год у нас добывается алмазного сырья примерно на сумму 3 млрд долларов. Бриллиантов у нас производится примерно на 1,2 млрд долларов. И еще несколько любопытных цифр: стоимость всего алмазного сырья, которое добывается в мире примерно - 15 млрд долларов, в то время как мировой ювелирный рынок изделий с бриллиантами - это около 70 млрд. Стало быть, разница - это прибавочная стоимость конечного продукта.
- Где у нас производят бриллианты?
- В первую очередь, назову бывшие государственные предприятия: Завод "Смоленский кристалл", завод "Кристалл" в Барнауле; Московский завод "Кристалл", к сожалению, его обанкротили в первые годы рыночной экономики и сейчас на его площадях работают несколько небольших фирм (в советское время они все назывались - "Кристалл"). Под эгидой "АЛРОСА" занимаются огранкой бриллиантов и в Якутии, там очень богатая гамма бриллиантов получается. Хорошее ограночное предприятие Мосалмаз, есть в Москве крупная иностранная компания "Руиз Даймонд". В общей сложности около 50-60 предприятий по всей стране занимается огранкой.
Но самый значимый и легендарный регион в этом смысле - это, конечно, Смоленск. Там еще пяток совместных предприятий с иностранными компаниями, весь этот "куст" смоленских предприятий поставляет бриллианты очень хорошего качества.
- Действительно ли столь сильна знаменитая "школа русской огранки"?
- "Русская огранка" сложилось в 70-е годы. Власти большое внимание уделяли развитию промышленности по огранке бриллиантов. Советская экономика требовала поставлять на экспорт все самое лучшее. Соответственно, делались экспортные добавления к критериям качества любого продукта. И эти экспортные условия требовали, чтобы дефектов на бриллианте не было даже малейших. Если на бриллианте обнаруживался маленький скол, зазубринка, необходимо было его отшлифовать до такого состояния, чтобы все сгладить. И получалось действительно безупречное качество огранки, полировки бриллианта, но в ущерб его массе. Мастера бельгийской, израильской школы так не поступают - добровольно никто не хочет жертвовать массой, а значит стоимостью. Это невыгодно.
- А у нас не задумывались о таких вещах?
- Для советской плановой экономики было самым важным, чтобы бриллиант был выполнен по ГОСТу. В итоге мировой рынок разделился на два лагеря: кто-то был приверженцем "русской огранки", а те же итальянцы, израильтяне, индийцы развивали другое направление, используя бриллианты "коммерческой" огранки. Себестоимость ограненного в традициях "русской огранки" бриллианта была и есть очень высокой. Для того чтобы это было рентабельно, и должен был возникнуть рынок, которому нужны такие высококачественные бриллианты. И такие именитые бренды, как Cartier, такой рынок создали, начав активно использовать русские бриллианты. Они покупали бриллианты "русской огранки", потому что их цена при этом укладывалась совершенно спокойно в стоимость ювелирного изделия известного бренда. Получались высококлассные дорогие изделия.
И вот с чем мы столкнулись, когда в разгар "перестройки" поехали на Запад, на профессиональные форумы. Иностранные ювелиры говорили: "Да как я могу купить ваш бриллиант, если у меня все изделие стоит столько, сколько один ваш камень?"
Был момент, когда русские ювелиры тоже было подумали: а мы что, идиоты, что ли, давайте и мы будем, как во всем мире делать. Но меня тогда ловили везде, на всех форумах за границей, подходили в гостиницах, аэропортах, говорили: "Синьор, мистер, ради бога: бриллианты "русской огранки" должны остаться! Иначе вы потеряете колоссальный рынок, а мы потеряем уникальных поставщиков".
Такие "зигзаги" в ювелирной отрасли России за последние 15-20 лет происходили во многом потому, что государство пыталось контролировать ту сферу, где нельзя все определить только математическими формулами. Поэтому я и говорю, что сейчас, когда создается федеральная служба по контролю за оборотом драгметаллов и драгкамней, это шаг назад. Я считаю, это оттого, что грамотных экономистов не было ни в Советском Союзе, ни в "перестройку", нет и сейчас.
- Производились ли в России какие-то уникальные бриллианты?
- Уникальные бриллианты производились в основном в Гохране. Даже сейчас, чтобы получить бриллиант свыше 5 карат, Гохран устраивает конкурс среди предприятий, которые хотят огранить алмаз, добившись таких характеристик. Сырье покупается по конкурсу. Ведь если, грубо говоря, вы хотите получить бриллиант массой 10 карат, то должны купить алмазное сырье массой около 30 карат.
Если получили крупный, выдающийся бриллиант, то тут два варианта: либо он остался в Гохране или в Алмазном фонде, либо, если это был частный заказ, он сразу ушел к владельцу. Во время изготовления такого бриллианта существует большая ответственность и большая степень риска. А вдруг алмаз лопнет или что-то еще с ним произойдет? То, что могло стоить миллионы долларов, превратиться в ничто.
- Как потребителю максимально обезопасить себя от некачественного товара? При выборе украшения на что нужно обращать внимание?
- Первое, с чего надо начать, это выбор магазина, где вы покупаете украшение. Если вы подходите к прилавку и видите, что на изделии три-четыре бирки висят (чаще специально, чтобы не было понятно, кто вообще изготовитель), спрашивайте продавца: "А кто изготовитель вот этого кольца?" Если она ничего толком ответить не может, это должно настораживать.
Когда вы берете в руки изделие, должно быть понятно, кто его изготовил, сертификат обязателен. Если продавец пытается скрыть, что это импорт, то я не советовал бы в таком магазине вообще что-либо покупать.
- Насколько часто бывает, что импорт выдается за отечественный продукт, и какой в этом смысл? С другими товарами чаще бывало наоборот.
- Я помню, как-то собрал директоров пяти ювелирных домов, причем они такие были молодые, прогрессивные, и спросил их мнения: я, говорю, хочу добиться того, чтобы импортные изделия клеймились специальным клеймом и сразу было видно - это импорт. Они все мне в один голос сказали: мы против.
- Получается, по вашим словам, что отечественные изделия в целом лучше?
- Если вы идете в фирменный магазин иностранной ювелирной продукции, будь то изделия Cartier или швейцарские часы, понятно, что это бренд и все там серьезно.
Но если у вас нет четкой задачи купить изделие от конкретного западного бренда, советую остановить свой выбор на магазине известной отечественной компании. Потом опять же вопрос цены... Если вы купили серьги непонятного производства за 5-10 тыс. рублей и они очень нравятся вам и вашей любимой - ну и бог с ними, носите. Но вот если вы хотите купить что-то по-настоящему масштабное, дорогостоящее, изделие или гарнитур, которые достанутся вашим детям и внукам как фамильная ценность, тогда мой совет: к этому нужно подходить серьезно. Приходите на выставки, приезжайте непосредственно к производителю - и у вас будет гарантия качества. Ну нельзя в подземном переходе, на вещевом рынке или в безымянном магазине на окраине покупать что-то по настоящему ценное и дорогостоящее! И дело не только в ювелирных изделиях. Я, например, и в такую аптеку-то боюсь зайти.