На заседании ОНФ обсудили "Народный бюджет" и выслушали доклады министров
Игорь Левитин жаловался на то, что доля расходов от ВВП на транспорт снижается. Фото: Васенин Виктор
Сразу три министра - Виктор Басаргин, Игорь Левитин и Виктор Христенко - пришли на заседание членов Общероссийского народного фронта, чтобы обсудить "Народный бюджет".
Чем дольше продолжается дискуссия вокруг проекта "Народного бюджета", а так члены ОНФ называют проект бюджета на 2012-2014 годы, тем лучше участники "круглых столов" осваивают технологию российского лоббизма. Ее можно выразить двумя словами: "Дайте денег!" и министрам, прибывающим на дискуссии по соцполитике, образованию, или как на вчерашнем заседании, по реальному сектору экономики, приходится выдерживать массированную психическую атаку, которой бы позавидовали герои гражданской войны.
Впрочем, во вчерашней дискуссии принимали участие сразу трое, глава минрегиона Виктор Басаргин, руководитель минтранса Игорь Левитин, а также министр промышленности и торговли Виктор Христенко, при поддержке чиновников из минфина, так что их три презентации об успехах ведомств прозвучали очень оптимистично.
Например, Христенко рассказывал о том, что к 2014 году "и это для нас совершенно ясно, что мы станем крупнейшим автомобильным рынком в Европе, при этом мы рассчитываем не только сохранить отрасль, но и придать ей динамику, хотя и здесь не обходится без инструментов господдержки". Понятно, что без государства вряд ли бы заработала программа утилизации старых авто, глава минпромторга с гордостью напомнил, что закрыто уже 585 тыс. сделок по приобретению россиянами новых машин. Он, впрочем, вынужден был признать, что часто слышит упреки о чрезмерной поддержке АвтоВАЗа, но там зато в течение нескольких лет произойдет "полное обновление нашего основного автогиганта и основного источника юмора для молодежных телепрограмм". Причем как здесь, так и в фармацевтике и в производстве медтехники, уточнял Христенко, "мы также пошли здесь по стратегии глобальных альянсов с ведущими игроками".
Коротко рассказал Христенко об авиастроении: "Мы по сути пропустили пятнадцатилетний технологический этап, а сейчас пытаемся его даже не догнать, а обогнать". Цель обгона - войти в "тройку" по вертолето- и самолетостроению, а по двигателестроению оказаться в первой "пятерке". На это гендиректор ОАО "Компания "Сухой" Михаил Погосян мрачно указал точку старта, заметив, что "по объему авиатехники мы занимаем шестое место", а для начала надо "стабилизировать ситуацию на заводах, которая пока остается проблемной в Воронеже, Ульяновске, Казани". "Христенко очень хорошо говорил об авиации, но ею летают 5% населения, а когда в другие отрасли придет такая техника, как "Суперджет 100", чтобы если мы как члены ОНФ, приехав к людям, могли рассказать об этом?" - задавался риторическим вопросом президент Союза транспортников России Виталий Ефимов.
Игорь Левитин был более сдержан, хоть сначала и порадовался, что транспортная отрасль по некоторым параметрам превзошла кризисные показатели, а в будущем бюджете 55% потратят на развитие, а 45% - на содержание текущей инфраструктуры: "Но снижается доля расходов на транспорт в общем от ВВП, а это для нас тревожный сигнал".
Больше всех вопросов и просьб доставалось Виктору Басаргину, стоило лишь соединить зал в Москве с одной из 83 общественных приемных Владимира Путина, где собрались региональные члены ОНФ. Впрочем, это можно было предвидеть хотя бы из представленной министром статистики о том, что лишь 10 субъектов Федерации имеют высокую инвестиционную активность (и половина из них живут на нефтегазовых доходах). Так, когда с Москвой смогли соединить с третьего раза Амурскую область, то там сразу же спросили, почему постоянно секвестрируется федеральная целевая программа по развитию Дальнего Востока, из-за чего особенно страдает их слабое место - дороги. "Да, объем средств сокращался в течение двух лет, - храбро признал Басаргин, - по отдельным регионам бюджет сокращали от 30 до 60%". Единственная несокращаемая статья в этом бюджете - подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке. Басаргин перечислил усилия своего ведомства восстановить паспортные значения ФЦП, но в общем, кроме цифры в 7 млрд рублей дополнительно, других обнадеживающих вестей не было. "Не будет денег", - неожиданно громко и печально донеслось из Амурской области, где члены регионального совета ОНФ перешептывались в первом ряду, думая, что их уже выключили.
Сергей Иващенко из Кемеровской области беспокоился насчет лифтов в многоэтажках: "Нам только в этом году надо заменить 700 лифтов, а каждый лифт стоит 1 млн 300 тыс. рублей". На это глава минрегиона рассказал, что благодаря специальной программе Фонда содействия реформирования ЖКХ за прошлый и текущий год заменено и установлено свыше 1000 лифтов. "Вам представили три широких доклада, - вмешалась в дискуссию вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова, - давайте свои местечковые проблемы решать на месте и давайте высказываться не замгубернатора, а общественникам!" Ее хорошо расслышали в Челябинской области и дали слово Олегу Якимову от профсоюзов, который с нажимом произнес: "У нас с лифтами проблема точно такая же и еще острее!" Он также поинтересовался, как же будут решать эту проблему, когда Фонд реформирования ЖКХ прекратит существование, ведь средств нет ни у области, ни у жильцов.
- Фонд создавался не для того, чтобы наращивать иждивенческие настроения, а чтобы запустить реформу, - отбивался Басаргин. - А сегодня средства фонда полностью заместили финансирование субъектов Федерации, получается, что реализовав федеральную программу, мы потеряли ее в регионах.
Существование фонда может быть на год еще и не продлят, но, как добавила Орлова, "вечно этот фонд работать не может". Зато, как оказалось, все еще есть вечная проблема с дорогами. Так, Виталий Ефимов возмутился тем, что недорабатывают депутаты: "Посмотрите на Химкинский лес - из-за того, что у нас провал в законодательной базе, люди превратили экономический вопрос в политический, потому что нет закона о переводе лесов под дорожное строительство!"
На момент подготовки номера дискуссия продолжалась