Владимир Путин обсудил с учеными-экономистами РАН будущее страны. "Ваше видение имеет особую значимость, - обратился премьер к академикам. - У вас есть возможность заглянуть за горизонт, просчитать практически все варианты развития". Разговор ш
Смотреть фоторепортаж Олега Прасолова
Вчера премьер-министр Владимир Путин приехал в здание Российской академии наук на Ленинском проспекте, чтобы обсудить с учеными-экономистами будущее страны.
Совещание глава правительства начал с минуты молчания в память о жертвах трагедии на Волге, где затонул теплоход "Булгария". "Уже сегодня очевидно, что десятки людей погибли, - сказал Владимир Путин. - Очень жаль... Я хочу высказать слова поддержки пострадавшим и выразить самые искренние соболезнования семьям погибших".
Почтив память, председатель правительства перешел к обсуждению проблем развития государства - текущих и стратегических. "Недавние кризисные явления в мировой экономике внесли свои коррективы в повестку дня очень многих стран", - заметил он. И хотя уже во многих государствах налицо положительные результаты, проблемы остаются. Многое "сделано на живую нитку", добавил Путин, и свидетельство этому - проблемы с восстановлением рынка труда, сложности с финансами в ряде европейских стран. "И это, само собой разумеется, имеет продолжение и в социальной сфере, - пояснил он. - Люди очень встревожены и далеко не всегда готовы на какие-то жертвы для решения вопросов среднесрочного, а тем более долгосрочного характера".
Российская экономика все же сохранила устойчивость и работоспособность, а главное - потенциал развития. Но аналитической работы предстоит немало. "Крайне важно, - считает премьер, - изучить причины того, что произошло в мировой экономике". Нужно рассмотреть сценарии и выработать противоядие, напутствовал он ученых, чтобы обеспечить надежность, продуктивность и защищенность национальной экономики.
Сейчас все государства прорабатывают свои стратегии, и Россия не исключение. Правительство решило актуализировать Концепцию развития страны до 2020 года, и ее базовые цели остаются неизменными, напомнил Путин. В течение 2011 года эксперты должны подготовить конкретные предложения, и премьер считает, что в работу нужно включить как можно больше специалистов: представителей регионов, бизнеса, общественности, науки...
"Ваше видение имеет особую значимость, - обратился он к академикам. - У вас есть возможность заглянуть за горизонт, просчитать практически все варианты развития". "Хотелось бы посмотреть и на среднесрочную, и даже более отдаленную перспективу... лет за 20", - предложил он.
От ученых правительство ждет мнений о том, что могло бы стать локомотивом развития экономики и что могло бы обеспечить гармоничное развитие территорий, прежде всего Сибири и Дальнего Востока. "Нужно принимать системные решения по этим территориям, избежать всяческих дисбалансов", - пояснил глава правительства.
Владимир Путин попросил ученых высказаться и по вопросам интеграции на постсоветском пространстве. Утром он переговорил с украинским президентом и сообщил академикам, что идет активная работа над предложенной Киевом схемой "три плюс один", но о решениях пока говорить рано.
"В целом, мы ведем речь о развитии человеческого фактора, - резюмировал премьер, - о выходе на новые стандарты качества жизни граждан".
Экономисты охотно принялись делиться соображениями о том, как сделать страну экономически лучше, и делали это свыше трех часов. Ответственный секретарь комиссии Таможенного союза ЕврАзЭс Сергей Глазьев сетовал на чрезмерную зависимость от иностранного капитала. "Весь банковский сектор России по объему капитала меньше одного американского банка", - говорил он. Глазьев предложил последовать пути Европы после войны, то есть провести денежную эмиссию на рефинансирование коммерческих банков по обязательствам производственных предприятий, чтобы те смогли получить "длинные дешевые деньги".
Проблемы в мировой экономике начались со Штатов, напомнил Путин: "...банки раздавали направо и налево совершенно не обеспеченные кредиты... потом оказалось, что возвратить эти кредиты никто не может, банки затрясло". Правда, четко выносить вердикт "длинным деньгам" премьер не стал - пока.
А вот с мнением, что можно решать проблемы за счет дефицита бюджета, глава правительства не согласился. "Слава богу, или по несчастью, мы не печатаем резервной валюты, а люди что творят... хулиганят, включают печатный станок и разбрасывают, - намекнул премьер на действия американских властей. - Используют монополию по печатанию денег по полной программе".
Другая светлая мысль ученых касалась создания рейтингового агентства ЕврАзЭс. Тут пришлось комментировать вице-премьеру, министру финансов Алексею Кудрину. "Есть примеры, когда внешние агентства давали не вполне обоснованные и сомнительные заключения, - признал он. - Но, в общем, до сих пор иностранные агентства следят за своим имиджем и репутацией". Однако Кудрин дал понять, что он совсем не против и альтернативных рейтинговых агентств. Отреагировал глава минфина и на предложения увеличить госрасходы. "Давайте не будем тратить, - гнул он свою линию. - Надо лихие, то есть случайные деньги больше откладывать". "Полученные не случайно, а заработанные честно", - вступился за сверхдоходы премьер.
Не уходить из экономики попросил государство директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. "Почему государство должно быть слабым?" - недоумевал ученый.
Еще одна волнительная для Гринберга тема - производство того, что нельзя продать. Например, самолетов. Об этом Гринберг перед совещанием уже успел переговорить с Кудриным. "Вы его меньше слушайте, он вас нехорошему научит", - шутливо заметил премьер, напомнив про неверие в отечественный автопром и последующий его подъем. В авиапроме же рынок очень монополизированный и товары более длительного цикла производства. "С монстрами нужно бороться только монстром, но нужно туда вложиться как следует", - пояснил Путин.
Говорили и о том, как России получить статус сверхдержавы. Центробанк превратился в брокера, который размещает средства населения и государства в иностранные активы, причем делает это бездарно, жаловались Путину. А он в ответ напоминал, что во время кризиса благодаря этому размещению Россия получила прибыль, а многие партнеры, те же китайцы, "прогорели". "Есть мнение, что средства государства или народные - с ними лучше не играться, это не казино", - мягко, но убедительно подвел черту под обсуждением премьер.