«Да, скифы – мы, да, азиаты – мы, с раскосыми и жадными очами!» Стихотворная строчка Александра Блока может служить эпиграфом к флорентийской выставке «Русский авангард. Сибирь и Восток». Ее кураторы, среди которых заместитель директора Русского музея Елена Петрова, предложили взглянуть на российское искусство первой половины ХХ века под необычным углом, а именно - через призму влияния Востока и Азии. Территория эта простирается от Японии, Китая и Индии до уральских гор. Пока Российская империя вела ожесточенную антияпонскую пропаганду во время Русско-японской войны русские художники воспроизводили японские гравюры. Сибирские «Каменные бабы» периода неолита узнаются в «Соляных столпах» Натальи Гончаровой. А «Голова» Казимира Малевича - это ритуальная маска коряков. Древние «идолы леса» сибирских народностей изображены у Павла Филонова. Черты Востока проступают в «инопланетных», мистических полотнах Леона Бакста и театральных декорациях и костюмах Александра Бенуа, буддийские концепции нирваны - в абстрактной живописи Малевича, космизм ритуалов сибирских племен - в картинах Филонова и Кандинского. Специально для экспозиции были собраны полотна из коллекций Русского музея и Третьяковской галереи, а также частных собраний. Расположилась выставка в историческом Дворце семьи Строцци, которая тоже имеет непосредственное отношение к России. Джироломо Строцци недавно стал почетным консулом РФ. Любовь же и интерес к нашей стране – давние, и во многом продиктованы семейным положением – князь Строцци женат на русской аристократке, которая очень много сделала для продвижения культуры России в Италии.
Князь Джироломо Строцци, почетный консул РФ
- Для меня большая честь быть почетным консулом России, страны, с которой я связан еще и семейными узами. Мы давно занимаемся российскими проектами, мы организовали первую выставку Русского музея во Флоренции. Сейчас у нас эта выставка авангарда. И в будущем году мы планируем привезти русскую живопись 19-20 века, которая не очень здесь известна.
Генеалогическое дерево почетного консула берет свое начало в двух древних флорентийских родах. В течение веков в семье Строцци заключались и династические браки – например, с Медичи, а одна из ветвей ведет к семье Герардини дель Джокондо и той загадочной женщине, что стала моделью для знаменитого портрета великого Леонардо да Винчи. Сам Джироломо Строцци, профессор международного права Флорентийского университета, сейчас живет в своем имении под Флоренцией и вместе со своими двумя дочерьми – Ириной и Натальей - занимается виноделием.
Вера Щербакова
Флоренция