Престижной французской премии Prix Femina удостоено эссе-исследование "Человек, считавший себя Наполеоном"
С момента выхода в этом году данный труд привлекл к себе немалый интерес читателей. Это обусловлено тем, что произведение посвящено проявлениям безумия, связанным с политической жизнью Франции.
Мюра имеет степень доктора истории. Она специалист по истории культуры, гендерным проблемам и вопросам, связанным с психологией. В настоящее время Мюра преподает в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса.
Литератор уже второй раз в своем творчестве обращается к теме психических заболеваний. Первой ее работой была завоевавшая популярность у читателей книга "Дом доктора Бланша. История лечебницы и ее пациентов - от Нерваля до Мопассана". В ней рассказывалось о знаменитом французском враче и его не менее знаменитых пациентах - людях из мира искусства, пытавшихся избавиться от различных психических расстройств. Книга получила в 2001 году высшую - Гонкуровскую премию, а затем и ряд других премий.
В нынешнем исследовании Мюра - кстати, дальняя родственница Наполеона Бонапарта - прослеживает возникновение психических патологий под воздействием политических событий в бурной жизни Франции ХУШ - Х1Х веков. Не случайно к книге выбран подзаголовок "Политическая история безумия". Автор, в частности, приводит данные о появлении в стране сразу 14 "наполеонов" после захоронения в столице праха бывшего императора, в 1840 году.
Также среди "героев" эссе - некий французский часовщик, уверявший всех в том, что ему в годы революции отрубили голову на гильотине. Причем таких "обезглавленных" в лечебницах Парижа в год Террора - 1793 - было немало.
Не обошла Мюра вниманием и пламенную революционерку Анну-Жозефу Теруань де Мерикур. Участница штурма Бастилии и дворца Тюильри, создательница "Клуба друзей законности", ставшего затем частью знаменитого политического "Клуба кордельеров", она боролась также и за права женщин. В частности, она предприняла попытку создать "Фалангу амазонок" для участия в военных действиях на благо революции.
Однако мозг де Мерикур не выдержал революционных нагрузок - весной 1793 года она неожиданно для всех выступила в поддержку жирондистов, которых в тот момент преследовали якобинцы, по существу объединившиеся с созданным ею клубом. Многим это не понравилось. В результате 13 мая 1793 "диссидентку" прямо в Национальном собрании окружила толпа женщин-сторонниц якобинцев. Они раздели де Мерикур и жестоко выпороли. Лишь вмешательство Марата остановило публичную экзекуцию.
Но здоровье де Мерикур после этого инцидента было непоправимо подорвано - с припадком ее сразу же отправили в психиатрическую лечебницу. Впоследствии де Мерикур сделала ряд заявлений, за которые она, будучи психически здоровой, неизбежно попала бы на гильотину. В дальнейшем де Мерикур была помещена в лечебницу при парижском госпитале "Сальпетриер", где она и провела последние 23 года своей жизни, скончавшись в 1817 году.
Как свидетельствуют записи врачей, во время болезни де Мерикур все время казалось, что ее тело запачкано кровью казненного - растерзанного толпой при ее непосредственном участии - политического памфлетиста Франсуа-Луи Сюло. В больнице она постоянно обливалась водой, пытаясь смыть с себя "пятна крови" убитого по ее указанию человека.
До Лор Мюра образ де Мерикур уже привлекал внимание Шарля Бодлера, который включил его в свой поэтический сборник "Цветы зла". На театральных подмостках роль Мерикур исполняла Сара Бернар. Де Мерикур был посвящен и роман Филиппа Сеги "Поцеловать Свободу в губы", и даже целая опера, написанная в 1900 году одним из бельгийских композиторов.