Предпоследний день I тура пианистического Конкурса Чайковского прошел без ярких открытий. Выслушать шестерых музыкантов оказалось нелегко. Даже Даниил Трифонов, лауреат нескольких престижных конкурсов, на которого и в этот раз многие возлагали надежды, п
Смотреть фоторепортаж
Предпоследний день I тура пианистического Конкурса Чайковского прошел без ярких открытий.
Выслушать шестерых музыкантов оказалось нелегко. Даже Даниил Трифонов, лауреат нескольких престижных конкурсов, на которого и в этот раз многие возлагали надежды, представил технически-совершенную и эмоционально-блеклую программу. Между тем, те же девять произведений составили программу его недавнего сольного концерта в рамках Пасхального фестиваля в Концертном зале Чайковского и тогда это была другая музыка: тонкая в эмоциональном и стилистическом отношении. На Конкурс же Чайковского Трифонов, студент Кливлендского института музыки, осенью 2010 года - лауреат Конкурса Шопена в Варшаве, в мае 2011 - Конкурса А. Рубинштейна в Тель-Авиве, прибыл практически сразу после гастролей. Может быть, в свои 20 лет пианист и умеет восстановить силы после столь напряженного концертного и конкурсного сезона, но на эмоциях такой график, безусловно, сказался. Да и саму программу I тура, как он признался позже в интервью "Российской газете", пианист играл в мае в КЗЧ едва ли не впервые. Увы, но на этот раз все прозвучало в одном тембре, без чувств, дыхания и свободы - просто и безыскусно.
"День простоты" на I туре пианистов включил также выступления 23-летней воспитанницы Королевского колледжа музыки в Лондоне, кода-то лауреата юношеского конкурса Чайковского Юлии Чаплиной, которой к хорошему исполнению гамм явно не хватает кругозора и опыта. Аспирант Берлинского университета искусств и Московской консерватории Георгий Громов, стабильный и жизнерадостный музыкант с удовольствием "посвинговал" в сонатах Бартока и Прокофьева и показал все три "весенние" пьесы из "Времен года" Чайковского без лишнего импрессионизма, как на красивой реалистичной фотографии. 25-летняя кореянка Йол Юм Сон, студентка Высшей школы музыки и драматического искусства, стартовавшая в духе салонного easy listening на сонатах Бетховена и пьесах Чайковского, 28-летний аспирант Мюнхенской Высшей школы музыки и изобразительных искусств Мамикон Нахапетов; а также один из самых молодых участников Конкурса - 17-летний воспитанник Школы искусств в Сеуле Сенгчжин Чо, в музыке которого за всеми огрехами молодости, связанными с элементарной нехваткой жизненного опыта, порой звучали потрясающие по колорированию, совершенно обворожительные фрагменты, словно тончайшая вязь таинственных восточных сказок. Пожалуй, через несколько лет Сенгчжин Чо может составить серьезную конкуренцию сегодняшнему поколению пианистов, ведь даже в минувшем конкурсном дне его игра единственная оставила впечатление чего-то живого и индивидуального.
Воскресенье - последний день I тура, который завершится голосованием жюри, а затем, с помощью некой труднопонимаемой математической обработки голосов будут выявлены имена полуфиналистов. Участник жюри Дмитрий Алексеев обрисовать устройство этой системы расчетов не смог, но пояснил, что имел опыт работы по данной схеме: "Я принимал участие в работе последнего конкурса Вана Клиберна в Техасе, где эта система была придумана и использована, а потом и в других местах. Должен сказать, что результаты конкурса Клиберна меня устроили и я надеюсь, что в этот раз все сработает так же хорошо". Кстати, по его словам I тур в этом году аналогичен по своей программе вторым турам прошлых лет: "Мы можем считать, что присутствуем на втором туре. Это уже сольная концертная программа и мы имеем дело, в общем-то, уже с состоявшимися артистами".