Сегодня открывается 33-й Московский международный кинофестиваль. Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов рассказал в интервью "РГ" об особенностях его афиши. По его словам, главный интерес конкурса-2011 в том, что он получился разноплановым,

 Сегодня открывается 33-й Московский международный кинофестиваль. Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов рассказал в интервью "РГ" об особенностях его афиши. По его словам, главный интерес конкурса-2011 в том, что он получился разноплановым, даже конфликтным. "Мы намеренно взяли картины, которые кого-то будут шокировать, а у кого-то, напротив, вызовут восторг, но в любом случае привлекут интерес", - пояснил он

Режиссер Сергей Лобан работал над картиной "Шапито-шоу" семь лет, ее продолжительность - 3 часа 40 минут. Фото: Кадр из фильма "Шапито-шоу"
Сегодня открывается 33-й Московский международный кинофестиваль. Об особенностях его афиши "РГ" рассказал программный директор ММКФ Кирилл Разлогов.
Российская газета: Уже третий год подряд на Московском фестивале в конкурсе только премьеры. Что, окончательно вернулись к принципу "права первой ночи"?
Кирилл Разлогов: В этом смысл любого крупного фестиваля - показываются международные премьеры. Это, конечно, усложняет и отбор фильмов, и выяснение, насколько картина, если продолжить аналогию, "девственна". С нашими лентами все понятно: любой показ фильма в России закрывает ему путь в официальную программу. А вот с зарубежными фильмами случаются курьезы. Нам хотелось показать казахскую картину "Нежданная любовь" с Жераром Депардье, но выяснилось, что ее уже показали в День казахского кино, и мы ее не взяли. Так мы вступаем в нормальную конкуренцию с другими большими фестивалями, работающими на тех же принципах.
РГ: Но несколько лет назад ММКФ вынужден был отказаться от этих принципов - тогда мне говорили, что иначе он не нашел бы достаточного количества хороших картин. Что, растет авторитет фестиваля в мире?
Разлогов: Теперь наш фестиваль стал более известным. Он не может конкурировать с фестивалями в Канне, Венеции, Торонто: продюсеры всегда предпочтут их. Но на равных конкурирует с Карловыми Варами, Сан-Себастьяном, Локарно и Монреалем. Качественные картины в мире есть, но их еще надо поискать - ездить туда, куда не дотянулись цепкие руки каннских отборщиков. Смотрим множество фильмов, приходящих самотеком ,- в этом году получили полторы тысячи картин, вдвое больше, чем год назад. Но это уже требует увеличения команды отборщиков. Нужны люди иной профессиональной подготовки, чем просто человек, причастный к кино. Нужен талант переговорщика. Отобрать качественные фильмы для трех московских конкурсов - реально. Конечно, в Канн приходят картины, до отказа нагруженные громкими именами и скандалами, и это обеспечивает к ним интерес часто независимо от качества. Я мог бы показать даже очень плохой фильм Ларса фон Триера, но все равно он был бы принят как шедевр.
РГ: Считаете ли вы программу конкурса-2011 сильной?
Разлогов: Главный его интерес в том, что он получился разноплановым, даже конфликтным. Обычно конкурсы строятся из картин политкорректных, никого не шокирующих и способных всем нравиться. Мы пошли по другому пути, который мне кажется более интересным, - намеренно взяли картины, которые кого-то будут шокировать, а у кого-то, напротив, вызовут восторг, но в любом случае привлекут интерес. Фестиваль крайностей. Таких картин четыре или пять. Начнем с российской ленты "Шапито-шоу", которая идет 3 часа 40 минут.
РГ: Уже шок!
Разлогов: Шок - для жюри. Но, по-моему, это картина выдающаяся не только по замаху, но и по результату. Несколько переплетающихся сюжетов, остроумное сочетание реальности и псевдоциркового представления. Режиссер Сергей Лобан работал над ней семь лет - и не зря. Когда я говорю журналистам, что такие поисковые фильмы обычно показывают в "Перспективах", это сочли принижением фильма. А мы думали как раз о повышении реноме "Перспектив". Есть в конкурсе и другая шоковая картина - "Перевод с американского" Жана-Марка Барра и Паскаля Арнольда из Франции.
РГ: На каждом ММКФ возникает свой тематический лейтмотив- каков он в этом году?
Разлогов: Есть некая "демоническая" линия: "Именем дьявола" польского режиссера Барбары Сасс - картина, в чем-то продолжающая традиции "Матери Иоанны от ангелов" Кавалеровича. Или гонконгская "Месть: любовная история" с интересно закрученным сюжетом, но с эпизодами, которые физически трудно смотреть.
РГ: Фестивали почти всегда игнорируют жанр комедии. Чем-нибудь порадуете тех, кто жаждет посмеяться?
Разлогов: "Монтевидео: божественное видение" - сербская футбольная комедия Драгана Белогрлича легко смотрится и понравится большинству зрителей. Для конкурса она "недостаточно артхаусна", но мы намеренно ее включили в программу - как еще одну неожиданность.
Главный интерес фестиваля в том, что он получился разноплановым, даже конфликтным. Картины, которые представлены, кого-то будут шокировать, а у кого-то, напротив, вызовут восторг
РГ: Если шок и авангард обильно представлены в главном конкурсе - чем будут отличаться от него "Перспективы"?
Разлогов: Здесь своего рода рокировка: "Перспективы" теперь более спокойны. Обычно в них представлены молодые - а мы включили в программу "Степи" американского классика Роба Нильссона, у которого будет на фестивале и своя ретроспектива. Нильссон так настойчиво противостоит Голливуду, что в этом уже есть нескончаемая перспектива. И, что важно, это картина с "русским следом".
РГ: У вас же есть специальная программа "Русский след"!
Разлогов: В этом году все программы тесно переплетены. Например, в основном конкурсе есть ремейк фильма Эльдара Рязанова "Дорогая Елена Сергеевна" - "Эскалация" француженки Шарлотты Сильвера с великой Кармен Маурой в главной роли. Есть русский след и в фильме "Степи": героиня работает в нью-йоркской гостиничке "Одесса". Программа "Третий возраст" отдана героям старшего поколения, но пожилые герои есть и в конкурсном "Уходе", а картина Канэто Синдо "Открытка" вообще сделана режиссером, которому осталось несколько месяцев до столетия!
РГ: Расскажите о фильме, который представляет наше кино в "Перспективах".
Разлогов: Это дебютная картина Андрея Богатырева "Баги", социальная по тематике, традиционная по форме и очень интересная тем, какой пессимистический взгляд на мир предлагает молодое поколение.
РГ: А вера в человечество хоть в одном фильме еще осталась?
Разлогов: В очень многих фильмах и в разных вариантах. Она есть в "Иоанне", невзирая на ее пессимизм: героиня воплощает добро в чистом виде. Из-за этого она несчастна, ее преследует общество, но она продолжает творить добро. Можно вспомнить итальянскую "Легкую жизнь", сербскую комедию "Монтевидео...", "Сердца бумеранг" Николая Хомерики. Наконец, любимец каннской публики французский "Артист".

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent