Мемориальная квартира Пушкина на Арбате пополнилась "приданым" Натальи Гончаровой
Старинный особняк на Арбате, значащийся под номером 37, - особый пушкинский адрес. Это единственная квартира в Москве, где великий поэт жил как хозяин и семьянин. Он снял квартиру в доме Хитрово на Арбате в январе 1831 года специально для того, чтобы поселиться в ней с будущей женой Натали Гончаровой, которую и привез сюда 18 февраля, сразу после венчания в Храме Большого Вознесения у Никитских ворот.
Уже 26 лет в пушкинской квартире существует музей, трепетно и последовательно восстанавливающий атмосферу знаменитого дома. Так что, "медная бабушка" здесь оказалась неслучайно. Кстати, ее история достойна романа.
Инициатива по заказу памятника принадлежит прапрадеду Натальи Николаевны Афанасию Абрамовичу Гончарову, хозяину Полотняного завода. Идея создания памятника возникла у него после посещения его владений Екатериной II 16 декабря 1775 года. Вдохновленный приездом императрицы, Гончаров уже с 1776 года начал вести переписку с берлинской фирмой "Томсон Рованд и Ко" по поводу монумента. Позднее со скульптором был заключен двусторонний контракт.
Работа над статуей продолжалась шесть лет и была завершена 12 июля 1788 года. 16 августа того же года статуя императрицы была отправлена в город Штеттин для дальнейшей перевозки в Санкт-Петербург. Однако, разразившаяся в 1788-1791 годах на Балтике русско-шведская война не позволила вывезти скульптуру в Россию, и три года она находилась в порту Штеттина.
К сожалению, непосредственный заказчик, Афанасий Абрамович Гончаров, не дожил до этого момента четыре года, скончавшись в 1784 году. Через год - в 1785 году - не стало и его сына, секунд-майора Николая Афанасьевича Гончарова. Но заказ на памятник был выполнен, и Гончаровы не могли нарушить условия договора. Поэтому все хлопоты по перевозке и оплате статуи выпали на долю внука Афанасия Абрамовича и будущего деда Натальи Николаевны - Афанасия Николаевича Гончарова, ставшего владельцем Полотняного завода. После доставки статуи в Петербург она была перевезена в Полотняный завод, где на 35 лет была погребена в подвалах усадьбы, пока у обедневшего к тому времени Афанасия Николаевича не возникла мысль отдать ее в качестве приданого за любимой внучкой Наташей.
Кстати, Пушкин сильно намучился с этим дорогостоящим, но никому не нужным "произведением искусства". Поэт долго пытался продать "императрицу", чтобы выручить за нее хоть какие-нибудь деньги. В итоге, в 1836 году он отдал статую на литейный завод Франца Берда в Петербурге за три тысячи ассигнаций...
Но, как выяснилось впоследствии, "медную бабушку" не отправили на переплавку. В 1845 году екатеринославский дворянин Коростовцев, увидев статую на территории литейного завода, выкупил ее за 7000 руб серебром, и монумент украсил город Екатеринослав. В 1917 году Екатерину II сбросили с постамента. А в 1941 году, во время фашистской оккупации Днепропетровска, памятник бесследно исчез.
И вот теперь, спустя много лет, "медная бабушка" вернулась из небытия. Случилось это по инициативе Государственного музея А.С.Пушкина в Москве, чьим филиалом является арбатская квартира великого поэта. Уменьшенную копию знаменитого памятника по сохранившимся фотографиям воссоздала скульптор Ирина Макарова. Меценатом этой работы, выполненной по заказу Музея А.С. Пушкина, стал большой друг музея, известный антиквар, владелец галереи "Три века" Андрей Руденцов, который в минувшую среду и передал свой дар мемориальной квартире великого поэта.