В последние десятилетия польское кино исчезло с российских экранов. Однако показанный в первый день нынешнего ММКФ фильм "Именем дьявола" Барбары Сасс сразу же сделал заявку на участие в финальном призовом раскладе. Картина доказывает, что &quo
Действие фильма "Именем дьявола" происходит в современном женском монастыре, расположившемся на окраине большого города. Фото: Кадр из к/ф "Именем дьявола"
Когда-то польское кино, освященное именами Вайды и Кавалеровича, Занусси и Кеслевского, занимало особое место в нашей киноафише и в наших зрительских сердцах.
В последние десятилетия оно исчезло с российских экранов, с одной стороны, вытесненное валом голливудской продукции, с другой стороны, подрастеряв свою былую особость и значимость. Но еще Польска не сгинела!
Сначала плотину прорвала трагичная "Катынь" нестареющего Вайды, вызвавшая в нашем обществе, трудно прощающемся с мифами о "справедливом и мудром отце народов", исторический, эстетический, культурный шок. И вот уже несколько лет подряд картины из Польши делают погоду на ММКФ. Фильмы "Розочка" и "Реверс" стали главными хитами прошлогоднего фестиваля, а показанный в первый день нынешнего киносмотра фильм "Именем дьявола" Барбары Сасс, как мне кажется, сразу же сделал заявку на участие в финальном призовом раскладе.
Действие происходит в современном женском монастыре, расположившемся на окраине большого города. Сестра Анна (Катаржина Завадская) попала сюда после пережитого насилия. Но и спустя три года ее продолжают терзать страшные видения. Мать-настоятельница (Анна Радван) уверена: Анну мучают демоны, вкравшиеся в ее сознание и плоть. Выход один: порвать все связи с жестоким, греховным миром, который расположился за оградой монастыря. В том числе и с традиционной церковью. Умозрительная поначалу идея начинает приобретать вполне конкретные и зловещие очертания. На входные ворота ставятся дополнительные запоры, монастырские стены обносятся колючей проволокой. Святая обитель постепенно превращается в тюрьму. И нравы в монастыре тоже становятся тюремными. Здесь подслушивают, следят, поощряют доносительство. Благочестивого и мудрого отца Стефана путем интриг и заговора отстраняют от должности. Мать-настоятельница все более превращается в фанатичную, бьющуюся в экстатических припадках фурию. А ее креатура, новый монастырский священник отец Франтишек (Мариуш Бонашевский), кажется, и вовсе возомнил себя новым Мессией. Под видом нетрадиционных форм служения Богу он насаждает поистине бесовские ритуалы, массовые камлания, в ходе которых порабощает сознание и волю сестер. И уже готов покуситься не только на неокрепшую душу Анны, но и на ее молодое тело...
Анна находит в себе силы отряхнуть, сбросить с себя этот бесовской морок. Она бежит из монастыря, потому что "здесь нет Бога". Но финал фильма не сулит утешения и благости. Традиционная религия в образе отца Стефана спасовала перед этим агрессивным бесовством, укоренившимся в монастыре. Польское светское общество, в фильме намеренно безликое и безмолвное, среагировало на деятельность преступной секты с явным опозданием. А сознание юной Анны, похоже, надолго, если не навсегда, оказалось расколотым - как изваяние Девы Марии, в финале упавшее и разбившееся о пыльный пол ободранного, запущенного монастыря...
Сделанный жесткой, "мужской" рукой, фильм опытного фестивального бойца Барбары Сасс ("Без любви", "Девушки из Новолипок", "Аморальная история", "Как наркотик") ведет своеобразную перекличку с шедевром Ежи Кавалеровича "Мать Иоанна от ангелов", но на новом историческом витке. Языком притчи он говорит о кризисе веры и в конечном итоге о духовном кризисе польского общества, которое не выработало иммунитета против зла и насилия ни в миру, ни даже в "святых" церковных стенах. Картина "Именем дьявола" убедительно доказывает, что "кино морального непокоя", которым всегда была сильна "польская школа", по-прежнему живо. И списывать со счетов его рано.