Обозреватели культурной жизни Москвы отмечают новую тенденцию в развитии индустрии выставок. Центры современного искусства все чаще занимают помещения бывших заводов, ангаров и складов и превращаются в средоточие культурной жизни столицы. При этом, в от
Вероника Дорман
Специально для Russia Now
Если вы выйдете из метро "Курская", пересечете оживлённую площадь, полную снующих под ногами бродячих собак, минуете ветхие киоски с дешевой электроникой, вы с удивлением обнаружите весьма примечательный творческий оазис. "Винзавод", центр современного искусства в промышленном районе столицы, берет свои корни с московских биеннале 2005 и 2009 гг. Он возник по образцу западной модели переустройства в культурные центры пришедших в упадок заводов, находящихся в ничем не примечательных городских кварталах.
В отличие от британских и немецких образцов, "Винзавод" и другие московские площадки не были результатом постиндустриального развития, как в Западной Европе, где эта модель возникла в следствие упадка традиционной промышленности, необходимости вдохнуть новую жизнь в городские районы и растущей роли интеллектуального и креативного производства.
Директор московского агентства "Творческие индустрии" Елена Зеленцова считает, что вне зависимости от успеха таких центров, как "Винзавод", западная модель не работает в России: "Здесь нет плодородной почвы для роста культурной экономики и креативной индустрии в западном понимании. Ни с экономической точки зрения, ни с социальной, ни, в первую очередь, ментальной".
Смотреть фотогалерею ИТАР-ТАСС
Россия страдает от советского прошлого и трудностей переходного периода. Когда распался Советский Союз, некоторые предприятия сферы культуры попали в руки частных владельцев, и не все новоиспечённые собственники имели средства и желание их обновлять и развивать.
Многие театры, музеи, библиотеки и издательства не смогли удержаться на плаву, и профессионалы культурного сектора столкнулись с жёсткой необходимостью быстро перейти из сферы государственной занятости на свирепый конкурентный рынок. По словам Зеленцовой, российский культурный сектор оказался заложником множества непродуктивных и дорогостоящих предприятий при общем недофинансировании всего сектора.
Государство только ещё приноравливается к такой экономической и культурной политике, которая позволит термину "креативная индустрия" использоваться в России. Такая политика создала бы условия для предприятий малого и среднего бизнеса, производящих креативные товары и услуги, которые до сих пор испытывают трудности с развитием.
Однако все эти проблемы не стали препятствием для появления в России разнородных, многофункциональных и решительно современных культурных и художественных центров. "Винзавод", "Artplay", "Гараж", проект "Фабрика" и "Флакон" успешно обосновались в помещениях бывших заводов, заняли тысячи квадратных метров ангаров и складов и за несколько лет превратились в средоточие культурной жизни и цветущие предприятия креативной индустрии.
Огромные выставочные пространства с равным успехом принимают престижные ретроспективы (выставка Ильи Кабакова на "Винзаводе", 2008 год) и коммерческие шоу начинающих артистов. Центр дизайна "Artplay" проводит ежегодную выставку студенческих дизайнерских работ, которая вызывает интерес галеристов, экспертов в области дизайна и средств массовой информации. Такое собрание творческих профессионалов под одной крышей имеет целью вырвать Россию из "культурного провинциализма" и интегрировать её в международное художественное и креативное пространство.
В прошлом году Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" и его президент Илья Осколков-Ценципер запустили программу высшего образования для молодых профессионалов. "Чтобы говорить об индустрии, надо сначала вырастить солидное количество специалистов высокого уровня, - объясняет Илья. - В области дизайна и архитектуры российская образовательная система не позволяет мыслить глобально, занимаясь проблемами регионального или даже городского уровня. Поэтому мы пригласили всемирно известных специалистов, таких как Рем Колхас и Рейнир де Грааф".
Но обучить квалифицированные и талантливые креативные кадры недостаточно. Эксперты полагают, что российское общество должно измениться, чтобы появился спрос на эту новую продукцию.
Алина Сапрыкина, арт-директор центра "Artplay", считает: "Мы должны прививать суждения и привычки. Современное искусство не появится из ниоткуда. Люди консервативны". Основанный в 2003 году, центр дизайна "Artplay" занимает 75 тыс. кв.м. бывшего завода "Манометр", под его крышей разместились архитектурные мастерские и дизайн-студии, а также инженерные компании.
Каждый креативный кластер, от "Гаража" до "Винзавода", объединяет интерактивные и образовательные проекты в намерении создать творческий центр и открытую площадку для учёбы. И несмотря на трудности, такие, как экономический кризис 2008 года, московские центры современного искусства горды пройденным этапом.
"Есть прогресс по сравнению с тем, что было два года назад, когда мы думали, что одиноки в своей авантюре, не чувствуя заинтересованности ни со стороны власти, ни со стороны общества, - говорит Илья Осколков-Ценципер. - Власть понимает, что модернизация необходима, но не имеет представления, как к ней подступиться, и как раз этим занимаемся мы".
Подтверждением его слов может служить то, что администрация города Москва выбрала именно "Стрелку" как центр для выбора новой концепции развития центрального Парка культуры им. Горького.
Для того, чтобы Россия научилась принимать и поощрять креативную индустрию, потребуется время. Но, как объясняет Елена Зеленцова, запрос на творчество помогает перераспределить ресурсы даже в трудные для экономики времена.
Также доступны английская и французская версии статьи.