Завершился XIV конкурс Чайковского
Нынешний XIV конкурс Чайковского может полностью переписать биографию тех, кто окажется в первой лауреатской линейке.
Как известно, главные принципы конкурса Чайковского его новый президент Валерий Гергиев объявил сразу же, как только получил предложение возглавить его: поднять судейское "реноме" конкурса, обанкротившееся из-за бурной многолетней коллизии учителей в жюри, присуждающих премии своим ученикам-конкурсантам, раздвинуть "консерваторские" границы конкурса, превратившегося в глазах музыкального мира в "московский междусобойчик", придать международный масштаб состязаниям, продвинуть конкурс технологически и главное - организовать мировые концертные ангажементы для лауреатов.
Между тем, прошлый XIII Конкурс Чайковского, чьим президентом, не дожившим до его открытия, был Мстислав Ростропович, уже формулировал часть этих целей, но достичь их тогда не удалось. До сих пор вспоминаются скандальные решения жюри, продвигавших в очередной раз к лауреатскому пьедесталу своих учеников и родственников, почти "самодеятельные" опыты интернет-трансляций, сорванный концертный менеджмент для лауреатов. О нынешнем Конкурсе можно уже сказать, что таких провалов он избежал.
Судить теперь об этом может каждый, поскольку Конкурс Чайковского стал достоянием всего мира в буквальном смысле. Любой человек в любой стране мира мог приобщиться к Конкурсу Чайковского благодаря интернет-трансляциям всех его событий - выступлений конкурсантов, репетиций, его закулисной жизни и общения с музыкантами. Как заметил Гергиев на пресс-конференции, неожиданно состоявшейся накануне публичного объявления итогов Конкурса: "Звонки я получаю буквально с пяти континентов, и вы не являетесь единственной аудиторией этого конкурса. Сделано все для того, чтобы конкурс перестал быть собственностью Московской консерватории". И действительно, интернет-трансляции реально вывели конкурс Чайковского не только за границы Москвы, но и подняли на новый музыкальный уровень, поскольку обеспечили высочайший, уникальный класс звучания. Это не прошло незамеченным в мире. Известно, что некоторые иностранные продюсеры прилетели в Москву даже раньше финала, заинтересовавшись музыкантами именно по трансляции.
Кроме технической революции, свершившейся на нынешнем Конкурсе Чайковского, заметное обновление произошло и в работе информационных служб, сразу сориентировавшихся на международный формат конкурса. Вся информация для публики и прессы поступала в ежедневном режиме на двух языках - русском и английском: буклеты, релизы, программки, информационные бюллетени, рассылки по электронной почте. Подобной практики на конкурсе Чайковского прежде не бывало. Так же, как и такой элегантной работы пресс-клуба в кафе "Чайковский" при Московской филармонии, который возглавил обаятельный Александр Ласковский из Варшавы, практически каждый вечер устраивавший встречи с прессой знаменитых музыкантов, членов жюри, композиторов, менеджеров. Достаточно назвать имена Вана Клиберна и Кшиштофа Пендерецкого, Родиона Щедрина и Антонио Менезеса.
По словам Генерального менеджера Конкурса Чайковского Валерии Розановой, этот "новый стиль конкурса - вершина айсберга, где основная часть работы, особенно с самими конкурсантами, осталась невидимой. Главное, что впервые все музыканты, приехавшие на конкурс Чайковского из разных стран, почувствовали к себе персональное отношение: специальная команда людей опекала их, "вела" в ежедневном режиме, решала проблемы, в том числе, и психологические". Тем более диким на этом фоне был инцидент с Марком Горенштейном, нахамившем на оркестровой репетиции виолончелисту из Армении Нареку Ахназаряну. Оргкомитет мгновенно отстранил его от дальнейшей работы на конкурсе. "Я, конечно, не считаю, что это разжигание розни", - прокомментировал ситуацию Гергиев, - "но это элементарно: это то, чего не должно быть!".
Самой же дискуссионной частью Конкурса по традиции остались результаты голосования жюри. Несмотря на самые авторитетные имена, представленные в этом году в жюри, их решения и для публики, и для музыкальной критики, выглядели просто поразительными. Практически во всех номинациях к третьему туру произошел отсев ярких индивидуальностей - Александр Лубянцев и Эдуард Кунц (фортепиано), Андрей Баранов (скрипка), Дэвид Эггерт (виолончель), Ольга Пудова (вокал). И это только часть имен: некоторые выпали уже из первого тура. Причем, речь не идет о том, кто лучше или хуже выступил в конкурсной программе. Названные музыканты стали для многих артистическими вершинами этого Конкурса, ставившего перед собой цель найти именно "артиста" для сцены. И странно предположить, что все эти результаты просто выдала компьютерная программа. Гергиев, который привел на встречу с прессой членов фортепианного жюри - Дениса Мацуева, Барри Дугласа, Питера Донохоу, Мишеля Бероффа, заявил: "Никакие электронные машины здесь не причем. Если говорить об огорчившем многих результате 1 тура и особенно 2 тура конкурса пианистов, то я думаю, как это бывает на больших конкурсах, далеко не все члены жюри разделяли мнение части публики. Кого-то волновало, что не прошел Копачевский, кто-то считает, что Кунцу надо еще поучиться, кто-то жалеет о Лубянцеве. История пишется и на ваших и на наших глазах. И самый главный результат этого конкурса, что он вызвал прилив интереса и больших эмоций. Мы к этому стремились, и для этого не надо никого подрезать". При этом маэстро отклонил коллективную просьбу музыкальных критиков вручить собственные призы во всех номинациях. "Это здорово, что вам не безразлична судьба талантливых людей. Но мы пригласили в жюри людей, которые имеют очень серьезные позиции в мире и не учат тех, кого они судят. Мы почти исключили это. И я не могу сказать изумительной итальянской певице Ренате Скотто, легенде ХХ века, или изумительной русской певице, что мнение одной должно перевесить мнение другой. А мнения их могут быть разными". Однако новостью от Гергиева стало учреждение нового приза, который должен получить один из участников конкурса пианистов, скорее всего, из круга "выпавших" - Приз имени Владимира Крайнева. Невозможно ведь остаться равнодушным к тому, что каждый день третьего тура пианистов начинается скандированием с галерки "Лу-бян-цев!".
Накал страстей - это важная часть имиджа конкурса Чайковского, который ждут четыре года не только для того, чтобы услышать мастеровитые выступления, но и чтобы пережить накал эмоций, открыть имена, услышать нечто неожиданное. И в этом смысле конкурс состоялся еще на первых турах, где, казалось, так ярко обрисовался рельеф будущего финала. Осталось теперь объявленным лауреатам XIV Конкурса Чайковского заявить о себе в многочисленных концертных залах, где в ближайшие три года развернется их артистическая судьба. Оргкомитет организовал лауреатам ангажементы с крупнейшими компаниями: Московской филармонией (Россия), Intermusica (Европа, Азия), Opus 3 Artists (CША). Марафон лауреатов Конкурса Чайковского в мире откроет концерт 13 августа на фестивале Шопена в Душники-Здруй в Польше. Далее последуют выступления в Токио, Бонне, Лондоне, Амстердаме, Баден-Бадене, Израиле, США и так далее. Выдержат ли молодые музыканты такую физическую и психологическую нагрузку, этот конвейер гастролей и выступлений с крупнейшими музыкантами и оркестрами мира, станут ли они сами артистами с мировыми именами, покажет время. И это тоже станет историей XIV Международного Конкурса имени Чайковского.
Как известно, главные принципы конкурса Чайковского его новый президент Валерий Гергиев объявил сразу же, как только получил предложение возглавить его: поднять судейское "реноме" конкурса, обанкротившееся из-за бурной многолетней коллизии учителей в жюри, присуждающих премии своим ученикам-конкурсантам, раздвинуть "консерваторские" границы конкурса, превратившегося в глазах музыкального мира в "московский междусобойчик", придать международный масштаб состязаниям, продвинуть конкурс технологически и главное - организовать мировые концертные ангажементы для лауреатов.
Между тем, прошлый XIII Конкурс Чайковского, чьим президентом, не дожившим до его открытия, был Мстислав Ростропович, уже формулировал часть этих целей, но достичь их тогда не удалось. До сих пор вспоминаются скандальные решения жюри, продвигавших в очередной раз к лауреатскому пьедесталу своих учеников и родственников, почти "самодеятельные" опыты интернет-трансляций, сорванный концертный менеджмент для лауреатов. О нынешнем Конкурсе можно уже сказать, что таких провалов он избежал.
Судить теперь об этом может каждый, поскольку Конкурс Чайковского стал достоянием всего мира в буквальном смысле. Любой человек в любой стране мира мог приобщиться к Конкурсу Чайковского благодаря интернет-трансляциям всех его событий - выступлений конкурсантов, репетиций, его закулисной жизни и общения с музыкантами. Как заметил Гергиев на пресс-конференции, неожиданно состоявшейся накануне публичного объявления итогов Конкурса: "Звонки я получаю буквально с пяти континентов, и вы не являетесь единственной аудиторией этого конкурса. Сделано все для того, чтобы конкурс перестал быть собственностью Московской консерватории". И действительно, интернет-трансляции реально вывели конкурс Чайковского не только за границы Москвы, но и подняли на новый музыкальный уровень, поскольку обеспечили высочайший, уникальный класс звучания. Это не прошло незамеченным в мире. Известно, что некоторые иностранные продюсеры прилетели в Москву даже раньше финала, заинтересовавшись музыкантами именно по трансляции.
Кроме технической революции, свершившейся на нынешнем Конкурсе Чайковского, заметное обновление произошло и в работе информационных служб, сразу сориентировавшихся на международный формат конкурса. Вся информация для публики и прессы поступала в ежедневном режиме на двух языках - русском и английском: буклеты, релизы, программки, информационные бюллетени, рассылки по электронной почте. Подобной практики на конкурсе Чайковского прежде не бывало. Так же, как и такой элегантной работы пресс-клуба в кафе "Чайковский" при Московской филармонии, который возглавил обаятельный Александр Ласковский из Варшавы, практически каждый вечер устраивавший встречи с прессой знаменитых музыкантов, членов жюри, композиторов, менеджеров. Достаточно назвать имена Вана Клиберна и Кшиштофа Пендерецкого, Родиона Щедрина и Антонио Менезеса.
По словам Генерального менеджера Конкурса Чайковского Валерии Розановой, этот "новый стиль конкурса - вершина айсберга, где основная часть работы, особенно с самими конкурсантами, осталась невидимой. Главное, что впервые все музыканты, приехавшие на конкурс Чайковского из разных стран, почувствовали к себе персональное отношение: специальная команда людей опекала их, "вела" в ежедневном режиме, решала проблемы, в том числе, и психологические". Тем более диким на этом фоне был инцидент с Марком Горенштейном, нахамившем на оркестровой репетиции виолончелисту из Армении Нареку Ахназаряну. Оргкомитет мгновенно отстранил его от дальнейшей работы на конкурсе. "Я, конечно, не считаю, что это разжигание розни", - прокомментировал ситуацию Гергиев, - "но это элементарно: это то, чего не должно быть!".
Самой же дискуссионной частью Конкурса по традиции остались результаты голосования жюри. Несмотря на самые авторитетные имена, представленные в этом году в жюри, их решения и для публики, и для музыкальной критики, выглядели просто поразительными. Практически во всех номинациях к третьему туру произошел отсев ярких индивидуальностей - Александр Лубянцев и Эдуард Кунц (фортепиано), Андрей Баранов (скрипка), Дэвид Эггерт (виолончель), Ольга Пудова (вокал). И это только часть имен: некоторые выпали уже из первого тура. Причем, речь не идет о том, кто лучше или хуже выступил в конкурсной программе. Названные музыканты стали для многих артистическими вершинами этого Конкурса, ставившего перед собой цель найти именно "артиста" для сцены. И странно предположить, что все эти результаты просто выдала компьютерная программа. Гергиев, который привел на встречу с прессой членов фортепианного жюри - Дениса Мацуева, Барри Дугласа, Питера Донохоу, Мишеля Бероффа, заявил: "Никакие электронные машины здесь не причем. Если говорить об огорчившем многих результате 1 тура и особенно 2 тура конкурса пианистов, то я думаю, как это бывает на больших конкурсах, далеко не все члены жюри разделяли мнение части публики. Кого-то волновало, что не прошел Копачевский, кто-то считает, что Кунцу надо еще поучиться, кто-то жалеет о Лубянцеве. История пишется и на ваших и на наших глазах. И самый главный результат этого конкурса, что он вызвал прилив интереса и больших эмоций. Мы к этому стремились, и для этого не надо никого подрезать". При этом маэстро отклонил коллективную просьбу музыкальных критиков вручить собственные призы во всех номинациях. "Это здорово, что вам не безразлична судьба талантливых людей. Но мы пригласили в жюри людей, которые имеют очень серьезные позиции в мире и не учат тех, кого они судят. Мы почти исключили это. И я не могу сказать изумительной итальянской певице Ренате Скотто, легенде ХХ века, или изумительной русской певице, что мнение одной должно перевесить мнение другой. А мнения их могут быть разными". Однако новостью от Гергиева стало учреждение нового приза, который должен получить один из участников конкурса пианистов, скорее всего, из круга "выпавших" - Приз имени Владимира Крайнева. Невозможно ведь остаться равнодушным к тому, что каждый день третьего тура пианистов начинается скандированием с галерки "Лу-бян-цев!".
Накал страстей - это важная часть имиджа конкурса Чайковского, который ждут четыре года не только для того, чтобы услышать мастеровитые выступления, но и чтобы пережить накал эмоций, открыть имена, услышать нечто неожиданное. И в этом смысле конкурс состоялся еще на первых турах, где, казалось, так ярко обрисовался рельеф будущего финала. Осталось теперь объявленным лауреатам XIV Конкурса Чайковского заявить о себе в многочисленных концертных залах, где в ближайшие три года развернется их артистическая судьба. Оргкомитет организовал лауреатам ангажементы с крупнейшими компаниями: Московской филармонией (Россия), Intermusica (Европа, Азия), Opus 3 Artists (CША). Марафон лауреатов Конкурса Чайковского в мире откроет концерт 13 августа на фестивале Шопена в Душники-Здруй в Польше. Далее последуют выступления в Токио, Бонне, Лондоне, Амстердаме, Баден-Бадене, Израиле, США и так далее. Выдержат ли молодые музыканты такую физическую и психологическую нагрузку, этот конвейер гастролей и выступлений с крупнейшими музыкантами и оркестрами мира, станут ли они сами артистами с мировыми именами, покажет время. И это тоже станет историей XIV Международного Конкурса имени Чайковского.