Лауреаты конкурса Чайковского полны решимости работать дальше
Итоги XIV Конкурса им. Чайковского подведены - одни считают их справедливыми, другие выражают разными способами несогласие - вплоть до "бу" на церемонии объявления лауреатов.
В любом случае - равнодушных нет. Одно из главных достижений Конкурса, которое, кстати, подметил в интервью "РГ" пианист Эдуард Кунц, - это огромное количество молодежи в залах. Причем, молодежи заинтересованной, яростно спорящей и живо реагирующей на любые события - от штрихов исполнения до действий жюри. А это значит, у академической музыки есть будущее. Сами же конкурсанты пока собираются отдохнуть после напряженного марафона, а затем полны решимости работать дальше. Сразу после оглашения премиальных результатов лауреаты встретились с прессой. Из ответа на вопрос "РГ" выяснилось, что все они были уверены в том, что окажутся в финале. Кроме Эдгара Моро. Он - первый французский виолончельный серебряный лауреат за всю историю Конкурса Чайковского, надо отметить, оцененный по достоинству. "На самом деле я даже не ожидал, что попаду в финал, поэтому я очень счастлив, - говорит музыкант. - Конечно, за моими выступлениями следила по интернет-трансляции и семья, и друзья".
Другой призер конкурса виолончелистов - Иван Каризна из Беларуси (III премия) - легких путей не искал, взяв для финального тура непростой Концерт Элгара. "Я учил программу около пяти месяцев, но затруднялся с выбором Концерта на III тур. Думал о Шостаковиче, но потом решил, что финал - это как "последнее слово", и поэтому остановился на Элгаре, произведение которого мне близко по духу. Мне показалось, что будет здорово, если этот концерт прозвучит в Москве".
Петербургская часть соревнования проходила в такой же, как и в Москве, теплой обстановке взаимопонимания и даже поддержки между конкурсантами и залом. Об этом упомянула обладательница III места у вокалисток Елена Гусева: "В Петербурге нам оказали очень теплый прием, было приятно выходить на сцену". Серебряный призер вокалистов Амартувшин Энхбат из Улан-Батора уже два года выступает в сольных партиях Оперного театра Монголии, среди них Амонасро в "Аиде", Тонио в "Паяцах", ряд монгольских опер, а в данный момент певец готовит партию Риголетто. "Это мой третий конкурс, - говорит Амартушвин, кстати, лауреат III Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. - У меня впереди много конкурсов, я еще молодой".
Петербургский скрипичный Конкурс Чайковского первую премию не присуждал. Вторую разделили Сергей Догадин и Итмар Зорман. "Жюри в этот раз подобралось абсолютно изумительное и сомневаться в объективности их решений я бы не стал. Человек, который выходит на такой конкурс, старается показать все, на что способен. Могу сказать, что я сделал все что мог, все, что от меня зависело. Это был конкурс сильных скрипачей - сильные ребята с феноменальными инструментами. Конечно, это было интересно Петербургу", - поясняет Сергей Догадин.
Панистка Йол Юм Сон тоже реализовала все, на что была способна. Отвечая на вопрос, что навело ее на мысль об участии в Конкурсе Чайковского, она рассказала смеясь: "Я участвовала в Конкурсе Чайковского для молодых музыкантов и стала лауреатом. Это было в Санкт-Петербурге в 1997 году, после чего мне захотелось еще раз вернуться в Россию. На Конкурсе Чайковского я сделала все, что смогла, и очень рада, что стала лауреатом".
Полной концентрации и сосредоточенности потребовал Конкурс Чайковского и от лауреата I премии Даниила Трифонова. Пианист отмечает, что сложнее всего было находить в себе эмоциональные силы, чтобы выдержать марафон. "Подпитываться ими мне очень помогали записи великих мастеров - Гилельса и Софроницкого, - делится секретами мастерства Даниил. - Конечно, очень тяжело выдерживать такой график. Я сам себе удивляюсь, что выстоял до конца, опасался, что меня может просто "не хватить". Но, слава Богу, я смог выложиться и на самом последнем выступлении. В течение III тура пришлось много заниматься Концертом Чайковского - по три раза в день - потому что это произведение довольно свежее в моем репертуаре. Учить его я начал где-то в середине - в конце марта, а обыграл только один раз. Я очень хотел как можно лучше подготовить это произведение, поэтому много занимался. Конечно, скоро у меня будет масса концертов, которые я очень хочу сыграть. Но я обязательно буду находить время для разучивания нового репертуара. А сейчас главное - отдохнуть после Конкурса Чайковского, а не загнать себя в лабиринт концертов".
Кстати, Даниил Трифонов и лауреат I виолончельной премии Нарек Ахназарян стали также обладателями приза зрительских симпатий по результатам голосования на официальном веб-сайте Конкурса. По словам музыканта из Армении, "это свидетельствует о двух вещах: об объективности жюри и о необычайной компетентности голосовавшей публики, мнение которой совпало с мнением уважаемых музыкантов".
После брифинга я случайно встретилась с пианистом Александром Лубянцевым, которому публика с I тура устраивала овации, и который, как и многие достойные пианисты, не прошел в финал - решения жюри вызывали бурю негодования среди меломанов и музыкальной общественности. Только что завершивший четвертый курс Петрозаводской консерватории (класс Виктора Портного) молодой музыкант расстроен отсевом перед финишной прямой, и вот почему: "Я готовился очень старательно, получая от этого огромное удовольствие. Взял свои любимые концерты, которые мне было бы приятно поиграть, и уверен, сделал бы это хорошо, потому что я действительно подготовился. Я не знаю почему, но часто случается так, что чем больше я репетирую, тем меньше шансов для меня попасть в финал, либо вообще быть допущенным на конкурс. А в этот раз я готовился максимально". Пока Александр думает, участвовать ли ему в конкурсах в дальнейшем - "в зависимости от того, сколько будет концертов", - и собирается отдохнуть, благо время года располагает. У него также появляются предложения о сотрудничестве по всему миру. Возможно, состоится некий музыкальный проект с фирмой Fazioli, на рояле которой Александр Лубянцев играл два тура. И уже совсем скоро, 4 июля, музыканта ждет выступление с Концертом Моцарта в Концертном зале Мариинского театра - с Симфоническим оркестром и Хором театра, солистом Мариинской оперы Алексеем Тановицким и маэстро Джанандреа Нозедой.
В любом случае - равнодушных нет. Одно из главных достижений Конкурса, которое, кстати, подметил в интервью "РГ" пианист Эдуард Кунц, - это огромное количество молодежи в залах. Причем, молодежи заинтересованной, яростно спорящей и живо реагирующей на любые события - от штрихов исполнения до действий жюри. А это значит, у академической музыки есть будущее. Сами же конкурсанты пока собираются отдохнуть после напряженного марафона, а затем полны решимости работать дальше. Сразу после оглашения премиальных результатов лауреаты встретились с прессой. Из ответа на вопрос "РГ" выяснилось, что все они были уверены в том, что окажутся в финале. Кроме Эдгара Моро. Он - первый французский виолончельный серебряный лауреат за всю историю Конкурса Чайковского, надо отметить, оцененный по достоинству. "На самом деле я даже не ожидал, что попаду в финал, поэтому я очень счастлив, - говорит музыкант. - Конечно, за моими выступлениями следила по интернет-трансляции и семья, и друзья".
Другой призер конкурса виолончелистов - Иван Каризна из Беларуси (III премия) - легких путей не искал, взяв для финального тура непростой Концерт Элгара. "Я учил программу около пяти месяцев, но затруднялся с выбором Концерта на III тур. Думал о Шостаковиче, но потом решил, что финал - это как "последнее слово", и поэтому остановился на Элгаре, произведение которого мне близко по духу. Мне показалось, что будет здорово, если этот концерт прозвучит в Москве".
Петербургская часть соревнования проходила в такой же, как и в Москве, теплой обстановке взаимопонимания и даже поддержки между конкурсантами и залом. Об этом упомянула обладательница III места у вокалисток Елена Гусева: "В Петербурге нам оказали очень теплый прием, было приятно выходить на сцену". Серебряный призер вокалистов Амартувшин Энхбат из Улан-Батора уже два года выступает в сольных партиях Оперного театра Монголии, среди них Амонасро в "Аиде", Тонио в "Паяцах", ряд монгольских опер, а в данный момент певец готовит партию Риголетто. "Это мой третий конкурс, - говорит Амартушвин, кстати, лауреат III Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. - У меня впереди много конкурсов, я еще молодой".
Петербургский скрипичный Конкурс Чайковского первую премию не присуждал. Вторую разделили Сергей Догадин и Итмар Зорман. "Жюри в этот раз подобралось абсолютно изумительное и сомневаться в объективности их решений я бы не стал. Человек, который выходит на такой конкурс, старается показать все, на что способен. Могу сказать, что я сделал все что мог, все, что от меня зависело. Это был конкурс сильных скрипачей - сильные ребята с феноменальными инструментами. Конечно, это было интересно Петербургу", - поясняет Сергей Догадин.
Панистка Йол Юм Сон тоже реализовала все, на что была способна. Отвечая на вопрос, что навело ее на мысль об участии в Конкурсе Чайковского, она рассказала смеясь: "Я участвовала в Конкурсе Чайковского для молодых музыкантов и стала лауреатом. Это было в Санкт-Петербурге в 1997 году, после чего мне захотелось еще раз вернуться в Россию. На Конкурсе Чайковского я сделала все, что смогла, и очень рада, что стала лауреатом".
Полной концентрации и сосредоточенности потребовал Конкурс Чайковского и от лауреата I премии Даниила Трифонова. Пианист отмечает, что сложнее всего было находить в себе эмоциональные силы, чтобы выдержать марафон. "Подпитываться ими мне очень помогали записи великих мастеров - Гилельса и Софроницкого, - делится секретами мастерства Даниил. - Конечно, очень тяжело выдерживать такой график. Я сам себе удивляюсь, что выстоял до конца, опасался, что меня может просто "не хватить". Но, слава Богу, я смог выложиться и на самом последнем выступлении. В течение III тура пришлось много заниматься Концертом Чайковского - по три раза в день - потому что это произведение довольно свежее в моем репертуаре. Учить его я начал где-то в середине - в конце марта, а обыграл только один раз. Я очень хотел как можно лучше подготовить это произведение, поэтому много занимался. Конечно, скоро у меня будет масса концертов, которые я очень хочу сыграть. Но я обязательно буду находить время для разучивания нового репертуара. А сейчас главное - отдохнуть после Конкурса Чайковского, а не загнать себя в лабиринт концертов".
Кстати, Даниил Трифонов и лауреат I виолончельной премии Нарек Ахназарян стали также обладателями приза зрительских симпатий по результатам голосования на официальном веб-сайте Конкурса. По словам музыканта из Армении, "это свидетельствует о двух вещах: об объективности жюри и о необычайной компетентности голосовавшей публики, мнение которой совпало с мнением уважаемых музыкантов".
После брифинга я случайно встретилась с пианистом Александром Лубянцевым, которому публика с I тура устраивала овации, и который, как и многие достойные пианисты, не прошел в финал - решения жюри вызывали бурю негодования среди меломанов и музыкальной общественности. Только что завершивший четвертый курс Петрозаводской консерватории (класс Виктора Портного) молодой музыкант расстроен отсевом перед финишной прямой, и вот почему: "Я готовился очень старательно, получая от этого огромное удовольствие. Взял свои любимые концерты, которые мне было бы приятно поиграть, и уверен, сделал бы это хорошо, потому что я действительно подготовился. Я не знаю почему, но часто случается так, что чем больше я репетирую, тем меньше шансов для меня попасть в финал, либо вообще быть допущенным на конкурс. А в этот раз я готовился максимально". Пока Александр думает, участвовать ли ему в конкурсах в дальнейшем - "в зависимости от того, сколько будет концертов", - и собирается отдохнуть, благо время года располагает. У него также появляются предложения о сотрудничестве по всему миру. Возможно, состоится некий музыкальный проект с фирмой Fazioli, на рояле которой Александр Лубянцев играл два тура. И уже совсем скоро, 4 июля, музыканта ждет выступление с Концертом Моцарта в Концертном зале Мариинского театра - с Симфоническим оркестром и Хором театра, солистом Мариинской оперы Алексеем Тановицким и маэстро Джанандреа Нозедой.