По мнению прославленного режиссера Эмира Кустурицы, музыка - самый близкий к кинематографу вид искусства. "Музыка, на мой взгляд, - это идеал жизни. Все остальное не так важно", - сказал он в интервью "РГ". Кустурица уверен: искусство
Культовая личность современности Эмир Кустурица любит Россию "почти как мать родную".
В чем он сам признался во время недавнего визита в Петербург, где принял участие в гала-концерте "Приношение Исааку Шварцу", ставшем заключительным аккордом Первого фестиваля искусств этого замечательного отечественного композитора.
На сцене Большого концертного зала "Октябрьский" известный на весь мир сербский кинорежиссер, актер и "по совместительству" популярный музыкант выступил вместе с любимыми им цыганами из ансамбля "Лойко", Юрий Шевчуком и его группой ДДТ, c The No Smoking Orchestra. Пел и играл 56-летний уроженец Сараево так самозабвенно, будто этот концерт - первый и единственный в его жизни.
Ода музыке
Российская газета: Что привело вас, Эмир, на фестиваль Шварца? Даже у нас в стране, родной для Исаака Иосифовича, далеко не все помнят имя этого замечательного композитора, скончавшегося полтора года назад. Разве что напоешь некогда популярные: "Ваше благородие, господа удача!" или "Кавалергарды, век не долог"...
Эмир Кустурица: А я Шварца очень люблю. Еще со времен фильмов Акиры Куросавы, на которых учился, будучи студентом. Не случайно Мастер Куросава выбрал именно его музыку для своих кинематографических шедевров. Шварц - универсальный композитор. В тех фильмах, где он работал, очень трудно разграничить, когда заканчивается музыка и начинается непосредственно действие самой картины. Некоторые его музыкальные вещи, безусловно, могли бы быть в моих кинофильмах. И, конечно, обязательно будут.
Смотреть фоторепортаж Дмитрия Кощеева
РГ: Чем тогда объяснить, что в "Октябрьском", на закрытии Фестиваля Шварца, вы со своим сербским коллективом вопреки собственным обещаниям и зрительским ожиданиям играли музыку не этого композитора, а из своих фильмов?
Кустурица: Ну, это такой концерт был - зажигали, как требовал того жанр вечера под названием "импровизация". Я уверен, что самому Шварцу наше выступление очень бы даже понравилось.
РГ: Насколько музыка важна для кинематографа?
Кустурица: Еще как! Этот вид искусства самый близкий к кинематографу. Я думаю, она для того и существует, чтобы прибавить фильму динамики. Играет серьезную роль в построении сюжета. И создает ему мощную ауру. Музыка, на мой взгляд, - это идеал жизни. Все остальное не так важно.
РГ: Вы знаете о том, что по России гуляет немало пиратских дисков с вашими фильмами и песнями?
Кустурица: Да, мне говорили. Нормально. Я этому рад. Сразу видно - любит меня народ.
Достоевский: на все времена
РГ: Вы известны своей любовью к русской классической литературе. В частности, к Достоевскому. Говорят, перечитали по несколько раз все его произведения. Согласны с утверждением Федора Михайловича, что мир спасет красота?
Кустурица: Достоевский - мой любимый писатель, это верно. Потому что он всегда актуален. Все, что происходит в современной жизни, давно подробно описано в его романах. Это не значит, что я во всем с ним согласен. Например, утверждение о том, что мир спасет красота, считаю спорным. Как и иное, правда, уже не им высказанное, что искусство меняет мир. Доказательство - роман другого вашего классика Льва Толстого "Война и мир". Когда он написал его, более 100 лет назад, да? Кажется, все в нем сказал. И что, это изменило мир, людей? Они отказались от военных конфликтов? Так, и прочитав романы Достоевского, люди продолжают быть злыми.
Искусство может воздействовать на определенную группу людей. С его помощью реально спастись от болезней. Давно доказано, что, слушая, например, музыку Моцарта, процентов на 70 уменьшаются припадки у больных эпилепсией. Основную роль искусства надо видеть именно в этом.
РГ: Примерно с год назад вы обмолвились в одном интервью о желании снять фильм, имеющий отношение к Федору Михайловичу Достоевскому. Уже начали над ним работу?
Кустурица: Я когда-то прочитал книгу под названием "Где ты сейчас, Достоевский?". История такая: богатый американец нанимает молодого режиссера, чтобы тот убил его жену, а за это он даст нужную сумму на съемки фильма "Преступление и наказание". По ходу картина из трагедии должна была превратиться в комедию. Потом я решил, что богатый американец будет российского происхождения. А затем - отказался от этой идеи. Я сейчас сам пишу книгу о Достоевском. Уже и название придумал: "Дорогой мой Федор". Возможно, потом буду снимать по ней фильм. А снимать его можно только в вашем необычном, фантастическом для меня городе.
Идеальная модель мира
РГ: Что за мини-город вы выстроили по собственному проекту близ своего родного Сараево, который демонстрируете как идеальную модель мира?
Кустурица: Я выстроил его в первую очередь для декорации одного своего фильма. Во вторую - реализовав тем самым свою давнюю, если хотите, детскую мечту. Мой дом в Сараево, вы знаете, был разрушен во время войны 1990-х годов. Вскоре после этого от сердечного приступа умер мой отец. Этот мини-город на Мокрой Горе - своего рода этническая модель. Мы ведь должны сохранять свою культуру, ценить самобытность народных традиций. Ориентироваться на небоскребы, если хочешь оставаться частью той нации, в которой родился, нельзя. В моем городе все есть - полная инфраструктура. Это мой большой социальный и экологический проект под названием "Парк природы", в котором я пытаюсь осуществить защиту окружающей среды и культуры.
"Мы с вами одной крови"
РГ: В вашей стране - Сербии - к русским относятся очень душевно, по-родственному, как, наверное, нигде сейчас в мире.
Кустурица: А мы и есть родственники. Братья-славяне. Сербы, как и вы, русские, открыты душой, щедры. Это в крови и у нас, и у вас. А кровь, как говорил Достоевский, "большая сила". Разница между нами, конечно, имеется, но невеликая. У вас мед, например, как подают - к чаю? А у нас - после чая.
РГ: В России главный национальный напиток - водка. А у вас? Любите, кстати, водку?
Кустурица: У нас предпочитают вина. Я - не исключение. Из всех горячительных выбираю "Совиньон" и "Каберне".
...И о футболе
РГ: Несколько лет назад вы сняли фильм, посвященный знаменитому футболисту и скандалисту из Аргентины Диего Марадоне. О нем слагают легенды, сочиняют песни и пишут книги. Но еще никому не удавалось раскрыть личность и широту души гения футбола так, как это сделали вы, тем не менее скромно назвав свой фильм "Марадона глазами Кустурицы". Сделали это из любви к футболу, в который сами когда-то неплохо, говорят, играли, или интересна была личность блестящего некогда форварда?
Кустурица: Я очень люблю футбол. Да, сам играл. И сейчас при случае делаю это. Игра динамичная. Проходит на большом поле. То есть пространственная. А для режиссера, сами понимаете, пространство едва ли не самое важное.
РГ: Но сам Марадона в какой своей ипостаси интересен вам больше всего - как спортсмен, забияка, незаурядная личность, тренер национальной сборной?
Кустурица: Как футболист. И как политическая персона. Я не знаю, что сильнее в нем выражено. Наверное, и то, и другое одинаково. Пополам.