Евровидение 2013: песнь о вещем букмекере
Евровидение – шоу-ветеран европейской сцены, выделяющийся на фоне аналогичных музыкальных проектов своей потрясающей «живучестью». В этом году конкурсу стукнуло 57 лет. Здоровый дух конкуренции, подогревающий интерес зрителей на протяжении всего этого времени, в 2013 году повёл себя довольно неожиданными и одновременно предельно предсказуемым образом.
Пятерка лидеров
Сказать, что первая пятёрка лидеров Евровидения распределила между собой места «согласно купленным билетам», было бы не совсем корректно. Ведь практически всё осуществилось в согласии со сделанными ставками.
Главное букмекерское пророчество сбылось – победительницей стала молодая датская исполнительница Эммили де Форест, с воодушевляющей по звучанию, но довольно пессимистичной по смыслу композицией «Only teardropes» («Только слёзы»). Шведские организаторы решили не пытаться сделать интригу из очевидного, и назвали имя новой обладательницы хрустального микрофона ещё до того, как голосование 39 стран-наблюдателей формально успело закончиться.
Главная мишень для внимания отечественных телезрителей – 22-летняя Дина Гарипова с её скромным сослагательным «What if…» («Что если…»), несмотря на фирменный талисман от Бурановских бабушек и одобрительные речи Джо Кокера, не сумела подняться выше предреченного 5-го места. Что, в общем-то, тоже неплохо. За всю историю Евровидения Россия принимала участие в музыкальном состязании 16 раз, победив лишь единожды: в 2008 году слушатели охотно поверили Диме Билану, исполнившему призывную композицию «Believe».
Несомненным плюсом для России является и то, что возможный скандал с плагиатом не получил развития как у нас, так и за рубежом. Блогосфера обвинила юную исполнительницу в том, что её песня является своеобразным музыкальным «монстром Франкенштейна», собранным из фрагментов хита "Пожволь Жыч" польской исполнительницы Госи Анджеевич и композиции «Carried away» британской группы Hear'say.
Оставшуюся часть верхушки 26-ступенчатого пьедестала (именно столько стран приняло участие в финале) разделили техно-композиция Маргарет Бергер из Норвегии (4-е место), украинская песня «Gravity» Златы Огневич (3-е место) и азербайджанец Фарид Мамедов и его «ручная» аквариумная тень (2-е место).
Среди фаворитов публики стоит отметить улыбчивого мальтийского доктора-педиатра Джанлуку Беззина и греческий «алкогольный» шансон Koza Mostra . Хотелось бы, чтобы в этот перечень «атипичных» исполнителей вошло и бойкое дабстеповое трио в скафандрах из Черногории, но, к сожалению, они не сумели выйти в финал. Ещё одно подтверждение тому, что песни с ярко выраженной жанровой окраской редко становятся победителями конкурса (исключением стал хардрок-молебен финской группы Lordi, одержавшей победу в 2006 году).
Недооценёнными остались и эксцентричный румынский «колдун» Чезар с голосом-перевёртышем и молдавская «девушка-атмосферное явление» Алена Мун, успевшие повздорить из-за того, кому из них первому пришла в голову идея задействовать плавно поднимающуюся платформу, увеличивающую фигуру исполнителя до сюрреалистичных размеров.
Финский аналог Кетти Перри, исполнительница Криста Сигфридс, наделавшая шуму своим двухсекундным «поверхностным» поцелуем с бек-вокалисткой, всё-таки не сумела произвести фурор, несмотря на то, что активно пыталась станцевать на больных мозолях общественного мнения в вопросе легализации однополых браков.
Кто и как голосовал?
Самая большая проблема Евровидения - добрососедское голосование смежных стран, в этом году не сработало только в дуэте «Россия –Украина» (что было довольно ожидаемо). Страны обменялись более чем прохладными любезностями: Украина поставила России 4 балла, Россия Украине – вызывающую единицу. В остальном всё было по-прежнему: республики бывшего Советского Союза, скандинавские страны и стратегические союзники не забывали сделать друг другу несколько комплиментов.
Не спасли даже специальные меры, введённые в структуру конкурса именно для того, чтобы минимизировать эффект «договорного матча»: двойное, взаимно сдерживающее голосование зрителей и жюри, а также система отборочных полуфиналов.
Секрет победителя
Что касается победителей конкурса – датчан, то, пожалуй, их секрет заключается в том, что они сумели соблюсти верные пропорции, смешивая интернациональность выступления с этнической самобытностью. Мягкая народная мелодика, совмещённая с доступным текстом на чистом английском языке, сделали своё дело.
Правда, говорить про национальную самобытность Евровидения в ситуации, когда участники перемещаются между странами подобно мигрирующим игрокам футбольных клубов, бывает довольно сложно. «Любой исполнитель может представлять любую страну, даже не являясь её гражданином» - одно из официальных правил конкурса.
Ещё одна проблема – «одноразовость» звезд Евровидения. Творческая жизнь победителей недолговечна. Одна долгоиграющая песня становится эмблемой и одновременно ярлыком исполнителя – вот типичный расклад.
Постигнет ли такая же участь победителей 2013 года? Покажет время.
Пока же искренне порадуемся за победителей и пожелаем им долгоиграющего вдохновения и неиссякаемого творческого потенциала.
- журналист и светский обозреватель. Изучает современную аудивизуальную культуру во всех ее проявлениях. Руководствуется принципом "пришел, увидел, написал".