Столетие спустя после премьеры "Весны священной" на Елисейских полях парижане увидели балет Игоря Стравинского в двух версиях
ПАРИЖ, 30 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Дмитрий Горохов/. Столетие спустя после знаменитой премьеры "Весны священной" на Елисейских полях парижане увидели в среду вечером две версии балета Игоря Стравинского в исполнении артистов Мариинского театра. Этот русский вечер, проходивший под патронатом президента Франции Франсуа Олланда, собрал весь Париж.
Открытие гастролей состоялось в том же театральном зале на Елисейских полях, где 29 мая 1913 года проходило самое первое представление "Весны священной". Одновременно спектакль Мариинского транслировался на огромных экранах, установленных у здания мэрии французской столицы на правом берегу Сены. В честь русского балета Эйфелева башня оделась в тот же световой наряд, что и сто лет назад.
Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев представил парижской публике две постановки балета - оригинальную версию Вацлава Нижинского и новую, которую специально подготовила к столетию мировой премьеры немецкий хореограф Саша Вальц.
Замысел создания "Весны священной" родился у Стравинского в период его работы над балетом "Жар-птица". Композитор пересказывал друзьям сон, в котором он увидел языческий ритуал - жертвенный танец девушки, заступницы племени, стремящейся пробудить весну.
Балет Стравинского, над костюмами и декорациями к которому работал Николай Рерих, стал настоящей революцией в искусстве, отмечает французский исследователь Николя Сутон. "Тогда, столетие назад, премьерная публика не приняла новаторской музыки Стравинского, сложной хореографии, но премьера в Театре на Елисейских полях возвестила о рождении нового искусства XX века", - считает он.
По словам Сутона, все, что написано о буре, разыгравшейся вокруг "Весны священной", "уступает реальности". "Все выглядело так, будто Театр на Елисейских полях пережил землетрясение", - замечает историк.
С премьерой шедевра Стравинского тесно связано и становление знаменитых сезонов "Русского балета" во Франции. "Удивите меня!", - таким был девиз создателя этой балетной компании Сергея Дягилева. Современное поколение российских артистов хранит верность этим традициям русского искусства. "Валерий Гергиев подтверждает реноме Мариинского как одного из лучших театров мира", - признает рецензент одного из ведущих парижских изданий.
На открытии гастролей Мариинского театра в Париже присутствовали спутница президента Франции Валери Триервейлер, министр культуры и коммуникации Орели Филиппетти, глава министерства внутренних дел Мануэль Вальс, мэр столицы Бертран Деланоэ. В компании с театром из Санкт-Петербурга парижане смогут провести еще несколько вечеров.