Первая московская персональная выставка петербурженки Нелли Петровой "Фарфор: образы России" открылась в Большом дворце Государственного музея-заповедника "Царицыно". Продукция старейшего фарфорового завода России идеально вписалась в
Смотреть фоторепортаж Аркадия Колыбалова
Первая московская персональная выставка петербурженки Нелли Петровой "Фарфор: образы России" открылась в Большом дворце Государственного музея-заповедника "Царицыно". Продукция старейшего фарфорового завода России идеально вписалась в дворцовые интерьеры Царицыно.
Нелли Петрова, заслуженная художница РФ, почти десять лет (с 1998-го по 2009-й) была главным художником Императорского фарфорового завода (до 2005-го он назывался Ленинградским). С ее именем связано возрождение традиции изготовления эксклюзивных парадных сервизов. В частности, она создавала росписи парадных сервизов для празднования 300-летия С.-Петербурга, для саммитов и встреч на высшем уровне. Также она работает над декоративными блюдами, вазами, пластами и скульптурными композициями.
Экспозицию в Царицыно не случайно открывает скульптура одной из муз, покровительниц искусств, "Эрато" - олицетворение любви, дарующей силу преодолеть испытания. Любовь, помогающая преодолеть испытания, пожалуй, главная движущая сила творчества художницы. Но если вы спросите о ее музе, в ответ услышите: "Это - целый Олимп: скульптура и археология, история и воздухоплавание, горные лыжи и времена года...", а главный источник вдохновения - "земля и все, что на ней произрастает..." Из произрастающего в витрины перекочевало натуральное сено и фарфоровые, но очень аппетитные яблоки.
Она выросла в Заполярье (отец-летчик служил в войсках ПВО) среди болот, сопок да ледниковых озер. Яблоки, впервые увиденные в дедушкином саду, стали настоящим потрясением, огромные колокольчики в пионерском лагере показались чудом. Это бережно сохраняемое в сознании детское восприятие окружающего мира как чуда и позволяет художнице доносить красоту будничных, казалось бы, растений, предметов, вещей. Например, полевой ромашки, которая ассоциируется с просторами русских лугов, зноем летнего полдня. Сервиз "Русское поле", блюдо "Ромашки", триптих "Венок июля" - настоящий гимн этому цветку. А для Петровой он "больше чем цветок", это символ ампира, поскольку - "белое с золотом".
Красочная палитра фарфора у Петровой благородно-сдержанная, иногда монохромная, как на программном произведении "Истоки", в котором и форма необычна (триптих крайне редок в фарфоре), и сочетание техник подглазурной и надглазурной росписи уникально. Ограниченная палитра подглазурной росписи, секретами которой в совершенстве овладела Петрова, усиливает драматическое звучание композиции. В ее центре - декоративное блюдо "Истоки". Одинокий заброшенный колодец-источник, вокруг которого - брошенные за ненадобностью предметы крестьянского обихода. По бокам - блюдо "Деды" с удаляющимися в дымку фигурками старичков (дедушки и бабушки художницы) и блюдо "Возвращение" - с входящей в деревенский дом молодой женщиной. Такова реакция художницы на приходившую на ее глазах в упадок деревенскую жизнь предков.
Не меньшей болью за судьбы Отечества пронизано декоративное блюдо "Спящая Россия" (авторский вариант, оригинал в коллекции Государственного Эрмитажа) - с красавицей, уснувшей на соломе в полуразвалившемся сарае с видом на утлую церквушку. Спящие красавицы иногда просыпаются, на что всегда есть надежда. Иногда кажется, что это она, а не золотой луч надглазурной росписи освещает произведения художницы, создавая эффект внутреннего свечения.
Но Россия Петровой не только "принакрытая сереньким ситцем" сторона стогов и покосившихся изб. Это и лица русских женщин, источающие мудрость, покой, достоинство и красоту (диптих "Северная Русь", тарелка "Зинаида Николаевна", на которой художница изобразила свою маму в праздничном костюме крестьянки Нижегородской губернии). Это наши современники, галерея портретов которых украсила выставку.
Сегодня Нелли Петрова - один из немногих в России и единственный на заводе мастер подглазурного портрета. Умение передать в фарфоре такие тонкие вещи, как едва проступающий румянец щек (пласт "Фрейлина" из серии "Женский портрет. Диалог времен"), объемный контур окутанного паром женского тела (блюдо "Сестры" из диптиха "Банька по-черному"), блеск оправы и фактуру раздуваемых ветром волос (блюдо "Хранитель") - черты неповторимого почерка художницы.