Надо признать: вопрос об отмене для россиян виз в Европу, который обсуждают на саммите в Нижнем Новгороде, для большинства граждан практической пользы не имеет. Это как полеты на Марс: любопытно, но "не про нашу честь". Впрочем, считает обозрев
Евгений Шестаков.
Быть богатым и здоровым лучше, чем бедным и больным. Эта банальность, но ее, надо признаться, трудно опровергнуть. Она столь же справедлива, как и то, что для россиян ездить без виз в Европу - взял билет и полетел, куда удобнее, чем по две недели ждать визу в соответствующем посольстве. А в курортный сезон и того дольше. Пока же все жители нашей страны делятся на две неравные части. Подавляющее меньшинство - это те, у кого есть заветный шенген сроком от года и больше, наличие которого стало одним из характеристик высокого социального статуса. Чуть больше тех, кто для туристической поездки получал в европейских посольствах строго "дозированные" визы. Обычно на неделю, в лучшем случае, на три месяца. Но все же большинство наших соотечественников о Европах могут только мечтать - доходы не позволяют. Поэтому для них все разговоры о безвизовых поездках россиян в Европу сродни сообщениям о подготовке космических экспедиций на марс. Любопытно, но "не про нашу честь".
Так что вопрос о визах, который станет одним из центральных на саммите Россия - Евросоюз в Нижнем Новгороде, по большому счету, имеет для россиян не более, чем имиджевое значение. Из серии - пустячок, а приятно. Действительно, как-то обидно, когда жителей большинства государств Латинской Америки в Старый свет пускают без бюрократических формальностей. А, нам, гражданам государства, которое все называют частью Европы, приходится стоять в очередях за заветной въездной бумажкой. Откуда такое хроническое недоверие?
Надо признать: вопрос об отмене виз для россиян, въезжающих в зону Шенгена, сродни вопросу об отмене пресловутой поправки Джексона-Вэника, действующей в США. Для тех, кто не знает - эта поправка была принята еще в 1973 году в качестве экономического ответа на попытки властей Советского Союза препятствовать еврейской эмиграции. Документ накладывал ограничения на торговлю американских бизнесменов со странами социалистического лагеря. Давно исчезло такое государство, как СССР, часть уехавших евреев уже вернулась в Россию, а поправка продолжает существовать. И ничто ее не берет.
Не удивительно, что многие политологи рассматривают отмену поправки Джексона-Вэника в качестве лакмусовой бумажки, характеризующей качество отношений между Россией и США. Заговорили об отмене поправки - значит, перезагрузка идет нормально, вновь вытащили ее из пыльных исторических сундуков - значит, диалог буксует. Примерно в том же ключе чиновники Евросоюза рассматривают "визовый вопрос" применительно к России. Его можно долго обсуждать, но при этом каждый раз откладывать решение, ссылаясь на отсутствие консенсуса между странами ЕС. Его можно, как палочку-выручалочку, доставать из рукава, чтобы наполнить хоть чем-то конкретным содержание российско-европейских саммитов. И, наконец, визы дают хороший шанс поторговаться с Москвой, на каких- либо других "треках". Словом, вещь полезная во всех отношениях.
Будет ли решен визовый вопрос на предстоящем саммите в Нижнем Новгороде? Нет, не будет. На подписание конкретных соглашений рассчитывать точно не стоит. Вместе с тем, саммит даст сторонам возможность преподнести обсуждаемые вопросы в положительном для себя ключе. Еще до начала встречи в верхах было известно о принципиальной договоренности по линии внешнеполитических ведомств о том, чтобы увеличить срок действия шенгенской визы для россиян до пяти лет при вторичном выезде в страны Евросоюза. Это еще не полная отмена виз, которой добивается Москва, но конкретный шаг вперед. Однако для того, чтобы такое решение состоялось, европейские чиновники ждут от России выполнения целого набора технических требований, касающихся возвращения нелегальных иммигрантов на родину и т.п. На подходе решение о частичной отмене визового режима для жителей Калининградской области, которые получат возможность посещать соседние с анклавом страны. Впрочем, в Москве опасаются, что это решение, которое активно лоббируют Германия и Польша, помешает обсуждению вопроса о безвизовом режиме для всех россиян без исключения. И эти сомнения небезосновательны - Европейский Союз находит тысячи самых изощренных способов, чтобы отказаться от проектов, которые считает недостаточно для себя выгодными. А обезличенная формулировка, принятая среди брюссельских чиновников - "у нас есть мнение", активно применяемая еще в советские времена членами Политбюро, отлично прикрывает нежелание европейских партнеров выполнять свои ранее данные обещания.
Однако к саммиту в Нижнем Новгороде своего туза в рукаве заготовила и Россия. Правда, произошло это абсолютно случайно. Кишечная эпидемия, возникшая в Германии, постепенно распространилась по Европе. Руководство Евросоюза крайне болезненно восприняло принятое на прошлой неделе решение России закрыть свой рынок для продукции европейских фермеров. И это понятно: теперь Евросоюзу придется выложить из своих фондов куда более крупные суммы на поддержку сельхозпроизводителей, чем он планировал.
Возобновление поставок "зеленой продукции" в Россию также будет обсуждаться в Нижнем Новгороде. Однако этот относительно слабый, если брать в финансовом выражении, демарш, предпринятый Москвой, продемонстрировал европейским чиновникам, чем грозит экономике единой Европы их упертость при обсуждении важных для нашей страны тем. В условиях не прекращающегося экономического кризиса в Греции, Португалии и Испании дополнительные финансовые потери, вызванные неумением, а порой и откровенным нежеланием договариваться с Россией по чувствительным для нее вопросам, прямо скажем, трудно назвать эффективной внешней политикой со стороны Брюсселя.
Возможно, это случайность, но обсуждение визового вопроса в Нижнем Новгороде совпало с дискуссией в Совете безопасности ООН по ситуации в Сирии. Представители Франции и Великобритании внесли в Совбез резолюцию, которая осуждает предпринятые Дамаском военные меры в отношении населения бунтующих городов. Россия однозначно выступила против европейской инициативы: по сути, от нас требуют задним числом морально поддержать санкции, которые ранее ввел Европейский Союз в отношении Сирии. Причем сделал это явочным порядком, без обсуждения в ООН. И только теперь в Брюсселе захотели придать этим шагам международную легитимность.
Не удивлюсь, если в Нижнем Новгороде руководители Евросоюза попытаются обменять ослабление визового режима для россиян на поддержку совбезовской резолюции по Сирии и снятие запретов на ввоз овощей из Европы. Но вот стоит ли нам открывать подобный торг? Пора признать - России не стоит даже в самых розовых мечтах рассчитывать на любовь со стороны Европы. И даже на дружбу. В лучшем случае на партнерство и то на весьма прагматичной основе: "ты мне - я тебе". На том стоим.