Верховный суд Нидерландов признал ответственность страны за гибель трех мусульман в 1995 году
ГААГА, 6 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Мария Федорова/. Верховный суд Нидерландов сегодня признал ответственность страны за гибель трех боснийских мусульман в Сребренице / Босния и Герцеговина/ в июле 1995 года.
Тогда в этом мусульманском анклаве боснийские сербы убили около 8 тысяч мужчин и юношей. Голландские миротворцы, действовавшие под эгидой ООН, не смогли это предотвратить, хотя обязаны были защищать мирных жителей.
Родственники с 2002 года добивались признания ответственности Нидерландов за гибель их близких. В 2008 году окружной суд Гааги отказал в им в компенсации, посчитав, что отдельно взятое государство не может нести ответственность, так как голландские военные действовали в составе миротворческого контингента ООН и в соответствии с мандатом этой международной организации. Однако в 2011 году Апелляционный суд в Гааге признал частичную ответственность страны и обязал правительство Нидерландов выплатить компенсацию семьям, которые подали гражданские иски против королевства в связи с гибелью родственников в Сребренице.
Правительство Нидерландов обжаловало это решение в Верховном суде. Однако судьи встали на сторону родственников убитых мусульман, которые утверждали, что голландские миротворцы обязаны были защитить их родных, поскольку те являлись сотрудниками ООН.
Истцами выступили родственники убитого электрика Ризо Мустафича и уцелевший в тех трагических событиях переводчик ООН Хасан Нуханович, который потерял отца и брата. Они утверждали, что голландцы не только не защитили их родственников, проигнорировав инструкцию ООН, но и помогали высылке людей, хотя подозревали, что те могут быть убиты.
"Мы боролись 11 лет, и теперь Верховный суд ясно показал, кто несет ответственность", - подчеркнула адвокат родственников убитых мусульман Лисбет Зехвелд.
Это не первое обращение родственников жертв трагедии в Сребренице к голландскому правосудию, но иск в таком объеме удовлетворен впервые.
Сегодняшнее решение Верховного суда рассматривается юристами как возможный прецедент для аналогичных исков, которые могут поступить от других боснийских семей, потерявших родственников во время трагических событий.