"Гуманитарный коридор" Италии: как быть с незаконными иммигрантами
В последние 10 дней Средиземноморье, а именно Тунисский или Сицилийский пролив превратился в настоящую братскую могилу. Только по примерным подсчетам в двух недавних кораблекрушениях у итальянского острова Лампедуза, давно ставшего "воротами в Европу", погибли более 400 человек.
И поиск тел жертв продолжается, но это не останавливает других - ежедневно на Лампедузе и других южных берегах Апеннин высаживаются по несколько сот беженцев.
Последние трагедии заставили Италию, на которую в итоге тяжелым грузом ложится ответственность за эти жертвы, вновь заговорить о необходимости принять на европейском уровне меры по предотвращению таких трагедий. Здесь речь может идти о создании некоего "гуманитарного коридора", усиления общеевропейской миссии "ФРОНТЕКС". Побывавший на Лампедузе 9 октября председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил о выделении дополнительно 30 млн евро Италии на решение проблемы незаконных иммигрантов.
Ворота в Европу
Но все дело в том, что проблема Италии это исключительно географическая. Лампедуза находится ближе к побережью Ливии, чем к ближайшей итальянской территории - острову Сицилия. Ежегодно в летне-осенний период, когда погодные условия позволяют пересечь пролив, на южные итальянские берега прибывают по морю тысячи беженцев. Традиционно, это выходцы из стран Африканского рога - Сомали, Эритреи, где идут затяжные военные конфликты. Но так называемые "арабские революции" способствовали росту притока тунисцев и ливийцев. Сейчас среди беженцев много сирийцев. Хаос и отсутствие контроля главным образом в Ливии, но и в Египте стали благодатной почвой для расцвета преступных группировок, занимающихся незаконной перевозкой людей. Бывший лидер Ливии полковник Муамар Каддафи сдерживал массовые отплытия беженцев после того, как было подписано соответствующее соглашение с тогдашними итальянскими властями.
Но Апеннины вовсе не конечный пункт назначения для большинства иммигрантов. По статистике, самая обширная иммигрантская община в Италии - из Румынии, далее следуют страны Восточной Европы, Юго-Восточной Азии. Африканская община менее многочисленна. Из Италии, где беженцами признаются выходцы из зон конфликтов, с документами на временное пребывание на территории Шенгена иммигранты переезжают в Германию, Швецию, Данию, Голландию, где у них уже осели родственники или земляки.
В Италии же сейчас остро стоит вопрос о внесении изменений в закон о предоставлении политического убежища, расширив категорию беженцев, которым оно может предоставляться, и облегчав процедуру его получения. Предлагается отменить закон о признании преступлением незаконного проникновения и нахождения на территории Италии. Но, по мнению многих политиков, эта мера больше продиктована чувством вины и не может стать решением проблемы.
Статус беженцев присваивается выходцам из стран, где идут военные конфликты. Тогда как граждане государств, с которыми у Италии есть соглашения о депортации – это Тунис, Ливия, Марокко, высылаются на родину. Процедуры идентификации занимают до полугода, в течении этого времени иммигрант содержится во временном центре приема, часто не в лучших условиях. На той же Лампедузе периодически вспыхивают иммигрантские бунты.
Проблема в том, что отчаявшихся людей, бегущих от голода и войны, не останавливают ни сложности, ни опасности, ни карательные законы. Они месяцами ждут своей очереди в лодке на ливийских пляжах. Многие из них, африканцы из стран Рога или южнее Сахары, прежде, чем добраться до побережья преодолевают долгий путь по суше. Одним из выходом стало бы создание своего рода «гуманитарного коридора». Итальянское правительство уже готовит специальную миссию, наращивая присутствие в Сицилийском проливе единиц ВВС и ВМС. В их задачи будет входить в первую очередь оказание своевременной помощи терпящим бедствия судам. Но такая благотворительность недешево стоит, а Италия сейчас не может себе позволить лишние расходы. Кроме того, местом «разгрузки» по-прежнему будет оставаться Лампедуза. Утешением для острова, который давно расстался с былой славой летнего курорта, не может служить даже предложение выдвинуть кандидатуру Лампедузы на Нобелевскую премию мира.
Мальта, например, вынужденно проводит жесткую политику в отношении приема незаконных иммигрантов. У островного государства, в отличие от Италии, нет возможности распределения беженцев по территории. Но во время последнего кораблекрушения в стороне не осталась и Валлетта.
Бизнес по перевозке людей
Вторым безусловным направлением в решении проблемы незаконной иммиграции должна стать борьба с преступными группировками, организующими это опасное путешествие к "земле обетованной". Стоимость места в лодке, без гарантий безопасности, составляет от двух тысяч евро. Следователи говорят о многомиллионных оборотах и целой сети незаконного бизнеса по перевозке людей.
Безвыходность и отчаянность ситуации талантливо отражает картина итальянского режиссера Эмануэле Криалезе «Материк», которая два года назад завоевала Гран-при жюри Венецианского кинофестиваля. В определенный момент перед жителями некоего острова встает выбор: следовать закону моря о помощи утопающему или пойти ко дну вместе с сотнями беженцами, которых слишком много. Фильм был снят после очередного обострения ситуации на Лампедузе, последовавшего за свержением режимов в Тунисе и Ливии. Потом проблема как-то сама собой ушла с первых полос газет. Для того, чтобы вернуться к теме, понадобилось 400 трупов, выкинутых морем. И счет еще не закончен.