Датчане предлагают сомалийским пиратам перековать калашниковы на спиннинги
Датская инициатива состоит в том, что убедить пиратов сменить автоматы Калашникова на рыболовные сети, а риск оказаться в тюрьме - на честные доходы от эксплуатации рыбных резервов в водах Сомали и Восточной Африки, пишет газета "Политикен".
"Например, в Танзании за последнее десятилетие произошел настоящий бум экспорта рыбы, добываемой в озере Виктория, - говорит Вальбю. - Местные рыбаки ловят ее традиционным способом и сдают на рыбзавод, после чего российские транспортные самолеты доставляют рыбопродукты в Европу".
Авторы проекта провели встречи с представителями датского МИД, министерства обороны, Ассоциации датских судовладельцев, Датского совета беженцев и Организации сомалийской диаспоры в Дании, чтобы обсудить проект и пути его финансирования в Сомалиленде - самопровозглашенном государстве на территории Сомали.
"Идея состоит в том, чтобы купить или арендовать плавучий рыбзавод на Фарерских островах или в Дании, - говорит бывший сотрудник международной организации "Врачи без границ" и фонда "Спасите детей" Якоб Йохансен. - Мы скопируем опыт Гренландии, где местные рыбаки продают свой улов на плавучий рыбзавод неподалеку от ее берегов".
"На таком рыбзаводе есть площадь для работы примерно 120 местных жителей, - говорит он. - Там имеется до 30 холодильных контейнеров, которые могут быть погружены на судно и отправлены в Европу, Азию или Персидский залив, где высокие цены на рыбу. Цена такого плавучего рыбзавода - 3-8 млн евро".
"Экспорт рыбы может оказаться привлекательным для местных рыбаков, которые предпочтут честную жизнь, - надеется Йохансен. - Таким образом, возникнет альтернатива пиратству и одновременно появится возможность стабильности и роста".
Предварительным условием реализации проекта является участие в нем Организации сомалийской диаспоры в Дании, которая станет связующим звеном между его менеджерами и властями Сомалиленда. "Много проектов начинались вместе с сомалийскими партнерами, которые однако не всегда оказывались честными, - сказал генеральный секретарь организации Саид Хуссейн. - Однако наше участие в проекте станет гарантией его реализации, так как нам знакомы условия работы как в Сомали, так и в Дании".
Проект родился не на пустом месте. Еще год назад министр обороны Дании Гитте Лиллелунд Бек предупреждала, что "охота на пиратов у берегов Сомали - это лечение симптомов, а не причин болезни". Она напомнила, что пираты в Сомали появились, когда другие страны стали вести незаконную рыбную ловлю в территориальных водах страны.
Эту точку зрения поддержал бывший командующий ВМС Дании, ныне начальник Военной академии, контр-адмирал Нильс Ванг. "Некоторые думают, что если посадить пиратов в тюрьму, то пиратство исчезнет, - сказал он. - Это не так. Пиратам нужно помочь вернуться к рыболовству".
"В океане достаточно ресурсов, чтобы дать сомалийцам достаточно рабочих мест, - заявил он. - Между тем, западные и азиатские страны незаконно добывают в африканских морях, где нет никакой охраны, рыбы на миллиарды долларов".
Контр-адмирал считает, что иностранные суда должны оплачивать лицензию на лов или быть изгнаны из сомалийских вод с тем, чтобы пираты могли вернуться к рыболовному промыслу. Он предложил создать при участии ООН новую береговую охрану африканских стран, заявив, что Дания готова предоставить для этого экспертизу и финансовую помощь.