Взрыв на военной базе на Кипре 11 июля стал следствием системного сбоя
Президент отрицал, что был поставлен в известность своими подчиненными о степени угрозы, которую представлял взрывоопасный груз. Одновременно Христофиас отметил, что эта угроза "с самого начала была недооценена всеми". Однако хранение взрывчатых веществ, сказал он, было доверено Национальной гвардии. По его словам, "кипрская бюрократия оказалась неспособна к контролю и самоконтролю".
Взрыв на базе ВМС Кипра "Эвангелос Флоракис" буквально потряс остров. На воздух взлетели более 2 тыс тонн пороха и боеприпасов, конфискованных в 2009 году с судна "Мончегорск. Ударной волной была разрушена находящаяся в непосредственной близости от базы крупнейшая в стране электростанция, обеспечивавшая почти на 60 проц потребность Кипра в электроэнергии. Это нанесло серьезный удар по экономике страны, сведя на нет прогнозы роста ВВП и сокращения бюджетного дефицита.
Причиной трагедии, предположительно, могло стать халатное отношение к хранению контейнеров, которые стояли под открытым небом более двух лет. Многие на острове задаются вопросом, почему взрывчатка не была вовремя уничтожена, вывезена из страны или во всяком случае не хранилась надлежащим образом.
Сразу после взрыва подали в отставку министр обороны и командующий Национальной гвардией, а позже министр иностранных дел. В начале августа президент произвел перестановки в кабинете. В стране начались массовые демонстрации с требованиями отставки правительства и президента и привлечения к ответственности виновных в преступной халатности. Христофиас распорядился начать расследование обстоятельств взрыва в ходе открытых слушаний и заявил о готовности лично дать показания относительно своей роли в деле об иранском грузе, хотя по закону он не может быть привлечен в качестве свидетеля.
Слушания специальной комиссии идут уже пятый день. Ожидается, что на них выступят практически все чиновники, имевшие отношение к злополучному грузу. Глава комиссии авторитетный юрист Полис Поливиу сообщил, что намеревается представить отчет о расследовании к концу сентября. Он подчеркнул, что его работа не ограничится только выяснением обстоятельств, которые привели к катастрофе. По его словам, будет тщательно изучена возможная политическая ответственность представителей властей за трагедию.