В турецком парламенте начала работу комиссия по согласованию проекта новой конституции республики
В комиссию входят представители четырех партий, входящих в парламент: правящей Партии справедливости и развития /ПСР/, оппозиционных Народно-республиканской /НРП/ и Партии националистического движения /ПНД/, а также прокурдской Партии мира и демократии /ПМД/.
Глава ПСР премьер Тайип Эрдоган ранее заявлял, что рассчитывает добиться самого широкого консенсуса при подготовке текста новой конституции. При этом он открыто призвал оппозицию, традиционно воспринимающую очень критично инициативы ПСР, к полноценному сотрудничеству.
Между тем, у партий есть ряд принципиальных взглядов на новую конституцию, которые придется согласовывать. НРП требует сохранить неизменными первые три статьи, в которых определяются: республиканский строй государства, светский демократический режим, лояльность к принципам ататюркизма, неделимость территории и единственный государственный язык / турецкий/.
ПНД в целом поддерживает своего соратника по оппозиции, однако намерена широко обсуждать и другие вопросы, в частности, возможности образования на родном языке, в данном случае, нацменьшинств.
Правящая ПСР в свою очередь не делала конкретных заявлений относительно неизменности первых трех статей конституции, хотя и не говорила, что намерена их заменить. Спикер меджлиса Чичек отметил, что не ожидает напряженной дискуссии по этому вопросу, но добавил, что "вчера – это вчера, а сегодня – это сегодня". Дело в том, что ПСР хочет создать конституцию "с нуля", т.е. не основываясь на прежний опыт, а ориентируясь на законы современных развитых демократий. Возможно, партии обсудят и вопрос о переходе к президентской форме правления в Турции. При этом завершить работу Эрдоган хочет в первой половине 2012 года.
По оценкам некоторых экспертов, подготовка и последующий референдум по проекту новой конституции может обернуться голосованием "за" или "против" принципов /в том числе националистических/ Кемаля Ататюрка, на которых существует республика. Аналитики считают, что возможные попытки ПСР "стереть имя Ататюрка" могут обернуться внутриполитической напряженностью.