Защита Виктора Бута в суде Нью-Йорка пытается убедить присяжных, что бывший партнер бизнесмена дает ложные показания
Адвокаты и прокуроры в среду продолжили допрос главного свидетеля обвинения - бывшего партнера Бута британского подданного Эндрю Смуляна, также обвиняемого в контрабандной торговле оружием. Сразу после ареста партнеров в Бангкоке в марте 2008 года Смулян признал свою вину, пошел на сделку с американским следствием и был на следующий же день экстрадирован в США. В июле 2008 года Смулян заключил соглашение о сотрудничестве с прокуратурой, которое может означать смягчение ему будущего приговора в обмен на предоставление всех необходимых показаний.
Смулян рассказал историю своего знакомства с Бутом в 1997 году в Южной Африке. Он отметил, что в 1998 году Бут перебазировался из Южной Африки в ОАЭ, после чего они общались изредка по электронной почте, а снова увиделись только почти через десять лет в Москве. Тогда, в конце 2007 года, Смулян предложил россиянину участие в сделке с представителями группировки Революционные вооруженные силы Колумбии /РВСК/. Эти представители оказались агентами американского Управления по борьбе с наркотиками /УБН/, принимавшими участие в операции по разоблачения якобы преступных намерений Бута.
Обвинение представило записи телефонных разговоров и электронной переписки Смуляна с Бутом, а также агентами УБН, которые предшествовали аресту бизнесменов в Бангкоке. Обвинение пыталось интерпретировать информацию в переписке как намерения бывших партнеров организовать поставки вооружений колумбийским повстанцам.
Кроме того, Смулян показал, что во время встречи в Москве в январе 2008 года Буту раздался телефонный звонок. С собеседником Бут обсудил на русском языке "поставки 100 единиц". Отвечая на вопрос прокурора, Смулян, не говорящий по-русски, объяснил, что понял тогда, что речь шла о ракетах "Игла", а собеседником Бута был руководитель базирующейся в Болгарии компании "КАС Инжиниринг" Петр Мирчев.
Со своей стороны адвокат россиянина Альберт Даян усомнился в честных намерениях Смуляна. В частности, защитник Бута указал, что более 30 лет, начиная с 1966 года, Смулян работал на военную разведку южноафриканского правительства и ему часто приходилось идти на обман из корыстных целей. Смулян признал факт работы на правительство ЮАР, уточнив, что занимался аэрофотосъемкой закрытых объектов, и отметил, что действительно "мог говорить неправду, так как это являлось частью работы". Адвокат попытался донести до присяжных мысль о том, что и сейчас свидетелю ничего не мешает давать ложные показания в собственных интересах. В этой связи Смулян признал, что заключение о полезности его показаний в суде и сотрудничества со следствием в конечном счете примет прокуратура, которая впоследствии может написать прошение федеральному судье о смягчении его будущего приговора.
Даян также пытался обратить внимание жюри на то, что никаких названий вооружений, цен и упоминаний о конкретных намерениях о продаже оружия в переписке Бута, Смуляна и агентов нет, а упоминаются лишь самолеты АН-12. Генеральная линия защиты заключается в том, чтобы показать присяжным, что "Бут не собирался продавать оружие, а лишь два грузовых самолета".
Заседание продолжится сегодня в 10:00 по местному времени /18:00 мск/. Как ожидается, допрос свидетелей обвинения может завершиться уже в пятницу, защита ни одного свидетеля не заявила. После завершения допроса свидетелей защита и обвинение выступят с заключительным словом. После этого судья даст наставления присяжным, и они удалятся на совещание для вынесения вердикта, которое может занять от нескольких минут до нескольких недель.
Буту предъявлены обвинения из четырех пунктов: преступный сговор с целью убийства граждан США, преступный сговор с целью убийства лиц, находящихся на госслужбе, преступный сговор с целью приобретения и продажи зенитных ракет, преступный сговор с целью поставок оружия террористическим группировкам. Ни по одному из предъявленных обвинений виновным себя россиянин не признал. В случае вынесения обвинительного приговора 44-летнему бизнесмену грозит от 25 лет тюрьмы до пожизненного заключения.