Россия выступает против использования дела Магнитского в политических играх на зимней сессии ПА ОБСЕ
В нынешнем году основной темой дискуссий стало состояние судебных систем и пенитенциарных учреждений на общеевропейском пространстве, включая тюрьму на американской базе Гуантанамо на Кубе. Однако внимание европейской общественности в этой связи было привлечено отнюдь не к издевательствам американских тюремщиков, а к проблемам, которые в последнее время получили резонанс в России, Белоруссии и на Украине. Это - дела Сергея Магнитского, Андрея Санникова и Юлии Тимошенко.
"К сожалению, на западе в связи со смертью Магнитского пытаются устроить "пляску на костях", - отметила в беседе с корр.ИТАР-ТАСС член Совета Федерации Людмила Нарусова, которая выступила по данному вопросу на заседании общего комитета ПА ОБСЕ. - А между тем речь идет о трагедии, о гибели человека при обстоятельствах, которые предстоит выяснить в ходе следствия и суда".
"То, что называется "делом Магнитского", - продолжала она, - получило очень большой резонанс в нашей стане. Это - тревожный звонок неблагополучия в правоохранительных органах и в учреждениях исполнения наказаний. Благодаря нашим правозащитникам, в том числе Людмилы Алексеевой и Михаила Федотова, дело приобрело такую огласку, что замять его невозможно. Это дело взял под контроль президент, и есть все основания полагать, что ответственность понесут не только "стрелочники".
В этой связи Людмила Нарусова назвала прежде всего имена лечащего врача Ларисы Литвиновой и заместителя начальника следственного изолятора по лечебно- профилактической работе Дмитрия Кратова, однако напомнила и о том, что лишь в результате предварительного расследования 20 "очень больших начальников" федеральной службы исполнения наказаний лишились своих постов и еще 15 тюремных начальников тоже потеряли свои должности.
Попытки решить дело Магнитского не в зале суда на основании объективных расследований, а на трибуне ОБСЕ или иных международных организаций, продолжала она, не приемлемы. Столь же неприемлемым, по ее словам, является и стремление главы инвестиционной компании Hermitage Capital, Уильяма Браудера, на которого работал Сергей Магнитский, взять на себя функции "глашатая справедливости".
Кстати, господину Браудеру было предоставлено сегодня право выступить с трибуны ПА ОБСЕ, и он воспользовался этой возможностью, чтобы привести множество леденящих душу подробностей относительно пыток, которым подвергся Сергей Магнитский. Однако он не назвал ни одного имени из тех коррупционеров, кто, по его мнению, должен ответить за случившееся. А между тем российские правоохранительные органы очень хотят получить от зарубежного бизнесмена соответствующую информацию и еще осенью прошлого года передали ему соответствующую повестку на допрос в качестве свидетеля.
"Если господин Браудер боится снова приехать в Россию, - сказала в заключение Людмила Нарусова, - то можно воспользоваться потенциалом ОБСЕ для предоставления ему соответствующих гарантий. В противном случае создается впечатление, что он сознательно игнорирует и затягивает следствие. Безусловно, в результате "дела Магнитского", связанного с уплатой налогов, Уильям Браудер потерял в России большие деньги, однако мы потеряли гораздо больше - мы потеряли доверие к системе исполнения наказаний и к правоохранительной системе, и для восстановления этого доверия нам крайне важно установить истину и обеспечить неотвратимость наказания для тех, кто его заслуживает".