Россия и США продолжают ускорять темпы вывоза высокообогащенного ядерного топлива из третьих стран
"Работа по конверсии реакторов /в третьих странах/ ускорилась", - сказал Д'Агостино, имея в виду их перевод с высокообогащенного на низкообогащенное ядерное топливо. Он отметил, что "значительная часть" таких материалов была произведена в СССР и США. "Мы привержены осуществлению обмена" высокообогащенного урана /ВОУ/ на таких реакторах на низкообогащенный /НОУ/, заверил специалист.
При этом он подчеркнул, что "многие страны рассматривают это как очень хорошее развитие событий". "Им не приходится больше беспокоиться по поводу обеспечения безопасности на своей территории. Кроме того, они получают свежее НОУ, за счет которого продолжительность эксплуатации их исследовательских реакторов увеличивается на десятилетия", - пояснил эксперт.
В соответствии с данными, предоставленными корр.ИТАР-ТАСС в пресс-службе НУЯБ, весь когда-то поставленный уран советского производства вывезен к настоящему времени с территории Болгарии, Латвии, Ливии, Румынии и Сербии в Россию. Этот материал представляет собой 62 проц всего объема советского производства в третьих странах. Между тем, созданный в СССР ВОУ остается к настоящему времени в еще 10 государствах. Планируется, что "до конца 2013 года он будет вывезен из 6 стран", отметила пресс-служба НУЯБ.
Москва и Вашингтон репатриируют произведенное ими высокообогащенное ядерное топливо, поставленное ранее в третьи страны в исследовательских целях, в соответствии с российско-американским межправительственным соглашением. Оно было заключено на встрече президентов России и США Владимира Путина и Джорджа Буша в Братиславе в 2005 году.
Между тем, заместитель руководителя НУЯБ Энн Хэррингтон на днях сообщила, что в результате сотрудничества Москвы и Вашингтона детекторами радиации было оборудовано в общей сложности 383 контрольно-пропускных пунктах наземного, воздушного и морского пересечения границы России. Специалисты НУЯБ также помогли российским коллегами создать "консолидированную систему контроля" за таким оборудованием, поведала Хэррингтон. По ее словам, расходы двух сторон на этот проект осуществлялись "в равных долях", а теперь ответственность за поддержание работоспособности системы полностью взяла на себя Россия.