В церковь только через ЗАГС
Мне кажется, что с точки зрения обыкновенного здравого смысла в Бога следует верить, по крайней мере, на всякий случай: а вдруг он, все-таки, есть? Атеизм – тоже своего рода вера. Вера в то, что никакого Бога не существует. С одной стороны.
С другой – если бы существование Бога было обосновано научно, вера перестала бы быть верой, она стала бы точным знанием. Молю Господа, чтобы этого никогда не случилось. Подобное подрубило бы все основы цивилизации. На путь греха отваживались бы встать самые отчаянные головы. Буквально единицы. Сколько бы прекрасных сюжетов было бы потеряно для литературы и искусства. Вместе с тем сокращение числа грешников повлекло бы за собой сокращение церковных доходов. И так далее, и тому подобное.
Как бы там ни было, есть Бог, нет ли Бога, церковь определенно есть. И напоминает она о себе не только звоном колоколов, красотой храмов, пышностью обрядов, но и явлениями, которые можно было бы отнести к гражданско-правовой сфере, иными словами, --различными циркулярами, предписаниями, документами.
Один из них был выпущен на днях и предлагает упорядочить практику венчания. Главное, что из него следует – РПЦ не будет венчать пары, не зарегистрированные в ЗАГСе. Выражено это достаточно туманно, но смысл именно таков. В тексте подчеркивается, что «православный брак есть свободный союз мужчины и женщины православного вероисповедания, заключенный в соответствии с церковными определениями и государственным законодательством, освященный церковным венчанием». Имеется, насколько я понял, в виду, что в странах, «где церковное венчание является законной формой заключения церковного брака, регистрация брака совершается согласно государственному законодательству», а в остальных случаях «венчание совершается после государственной регистрации брака».
Не знаю, как вам, но мне только с третьего раза удалось ухватить суть написанного, и то я не уверен, что до самых сокровенных глубин постигнул его. Возможно, виноват не совсем праведный образ жизни, который я веду. Также в документе оговаривается особое снисхождение к зарегистрированным, но не венчанным бракам и говорится «о недопустимости практики лишения причастия лиц, живущих в «невенчанном» браке и отождествлении такового брака с блудом.
И на том спасибо!
Ясное дело, что правила заключения церковного брака предусматривают не менее строгие условия его расторжения. Тут нежелающих продолжать совместную жизнь ожидает настоящая головная боль, так что еще десять раз подумаешь – жениться или продолжать «жить во грехе». Среди причин, делающих допустимым расторжение церковного брака, названы: монашеский постриг одного из супругов, прелюбодеяние, тяжелое заболевание, в том числе – психическое, посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей и др.
А как же быть самой распространенной формулой развода – «не сошлись характерами»? А как же клятва у алтаря, где жених и невеста произносят: «Клянусь любить тебя в горе и радости, в богатстве и бедности, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит нас»?
Так же повисает в воздухе вопрос – какими причинами вызвано появление на свет данного документа, неужто же до сих пор венчание совершалось без юридически закрепленного в ЗАГСе брака, а разводились тоже как кому вздумается? Ай, как нехорошо!
Найдутся такие читатели, которые скажут: «Опять наезд на церковь! И это им не так, и то не эдак…» Да нет, никто ни на кого не наезжает, а просто пытаемся постичь необходимость такого рода бумаготворчества. Давайте на минуточку представим себе, что пара идет венчаться, не зарегистрировавшись в ЗАГСе. Что бы это значило?
Хотят быть мужем и женой перед Богом, но не перед государством? То есть перед налоговыми органами и прочими пожирателями финансов? Вот, видимо, администрация церковная и пытается пособить администрации государственной. Ну что ж, тогда логично.
Люди, что в церкви, что в миру – всего лишь люди. Протоиерей Александр Мень написал в свое время «Церковь в мире держится вовсе не нами, как мы иногда думаем, не усилиями грешных людей, а Духом Божиим». Дальше отец Александр приводит притчу. Некогда один человек задумал креститься, но прежде захотел узнать, как живут архипастыри, владыки церкви. Его друг-христианин предостерегал его: не пытайся делать это, я уверен, что ты смутишься тем, что увидишь и никогда не примешь крещение». Но тот все же поехал в столицу по своим делам и проникнул в архиерейский дворец. Он многое там видел, о многом размышлял, и, вернувшись, сказал другу: «Я готов креститься». Друг очень удивился, потому что он знал, каким недостойным человеком был архиерей того города. Сначала он промолчал, а после совершения таинства не выдержал и спросил, как же тебя не поколебало то, что ты видел в городе?». «Что же, -- ответил его друг, -- я убедился, что епископский сан носят люди недостойные, такие из-за которых по человеческому рассуждению церковь давно должна погибнуть. Но она стоит. Теперь я верю, что в ней действуют высшие силы и укрепляется она сами Богом».
- российский журналист и телеведущий.