Командир легендарного самолета-пленника в Кандагаре: "Все помню, готов к взлету"

Командир легендарного самолета-пленника в Кандагаре: Героем нельзя родиться, но им можно стать, если ты веришь в себя. Это подтвердил своей судьбой легендарный российский летчик, Герой России Владимир Шарпатов.


О нем и всей отважной пятерке летчиков мир снова узнал в прошлом году из фильма "Кандагар". Ил-76 Шарпатова летом 1995 года был принудительно посажен на аэродром близ афганского города Кандагар. Это была территория войны и человеческих страданий. Спустя год, 16 августа, экипаж самолёта совершил побег из плена. Они выжили, не предали и возвратились на родину, которая всегда единственная.


Накануне памятной даты - 15-летия побега из плена талибов, Шарпатов вспоминает в интервью ИТАР-ТАСС:


"Фильм сильно отличается от реальных событий, в нем много не документального, а художественного. Но я благодарен, что авторы подняли эту тему".


"В плену с первых минут я думал, как выходить из ситуации, самое тяжелое - неизвестность, каждый из нас не знал, что ждет сегодня, завтра, ночью, в каждую минуту, - вспоминает летчик. - Особой эйфории экипаж, как показано в фильме, после взлета не чувствовал - мы ведь не знали еще, чем все закончится, примет ли нас Иран. Когда делегации переговорщиков о нашем освобождении летали через Афганистан, мы у них спрашивали пароли для самолетов и сумели воспользоваться тем, который действовал до конца августа. Но никакой договоренности о пролете, как придумало потом телевидение, не было, это - полная чушь. Готовились мы с самого начала - сушили лепешки, раздобыли карты местности, растили бороды, чтобы "замаскироваться" под афганцев".


Пытались вызволить пленников и Россия, и даже президент США Билл Клинтон, к которому через Минтимера Шаймиева обратились жены летчиков, жившие в Татарстане. На переговорах "каждый раз талибы выдумывали что-то новое, ставили условия, и мы стали заложниками в политической игре, - говорит Шарпатов. - За несколько дней до побега - 12 августа к нам прилетел американский посредник - мистер Браун, он предлагал лекарства, спрашивал - что нам нужно, и очень удивился, когда услышал в ответ: самолет. Что вам, железка дороже здоровья? - вспылил он, но согласился уговорить афганцев пустить нас на борт самолета".


"Но решились бежать сначала не все, - рассказывает командир экипажа Ил-76. - Мое предложение захватить самолет ребята даже приняли в штыки, но когда пришла полная безнадега, все стали делать вместе".


"Мы убеждали захвативших нас, что самолет должен летать, иначе он технически станет непригоден и никому не нужен, но учить афганских летчиков летать я категорически отказался. За несколько дней до побега нам дали порулить по аэродрому, взлетать не стал - было слишком много охраны, не до конца все было договорено и между нами".


Дальше, как говорится, несчастье помогло - у самолета лопнуло колесо - появился повод поработать на борту. "Но воздушного коридора нам никто не готовил, все это вранье, до самого приземления не знали, чем закончится", - вспоминает Шарпатов.


Он с детства предан небу. "Мне было года три, когда в поселок Красногорский /Марийская республика/, в гарнизонный госпиталь прилетел маленький ПО-2, весь поселок сбежался поглазеть, но никого не пускали, а меня с мамой пустили, наверное, мама понравилась, - шутит Шарпатов. - Летчик посадил меня в кабину, дал потрогать рули и спросил: "Летчиком будешь?". Я - "буду". Позднее прочитал книгу Кожедуба "Служу Родине" и "Повесть о настоящем человеке", и тогда окончательно заболел авиацией, начал читать и собирать книги - исторические, технические, еще школьником изучал штурманское дело".


Затем - институт, Краснокутское летное училище, академия. "Я - фанат авиации, у меня огромная библиотека дома. Если собрать все книги по авиации в Тюменской области, где я теперь живу, то моя библиотека будет богаче. И я по-прежнему иногда летаю. Недавно был в Екатеринбурге, где в свердловской авиакомпании "служит" самолет, который был с нами в плену, сел в командирское кресло, все помнится, готов к взлету".


"Я очень доволен своей жизнью, в Тюмени мне живется хорошо, спасибо всем, - говорит ветеран. - В современной России меня, как верного авиации человека, больше всего беспокоит положение дел в гражданской и военной авиации, неразвитость авиационной промышленности. Пенсия летчиков не соответствует тем заслугам, которые они заработали, стало мало летных училищ, очень многое стало только за деньги...".


В заключение беседы Шарпатов авиации попросил через ИТАР-ТАСС поздравить всех летчиков страны с наступающим Днем Воздушного флота /21 августа/.

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent