Самым дорогостоящим в реформе уголовных наказаний станет строительство тюрем для опасных преступников
Он напомнил, что в рамках утвержденной год назад концепции о реформировании пенитенциарной системы предлагается создать учреждения четырех видов - колонии-поселения двух видов, воспитательные центры, а также "тюрьмы в их первичном понимании - с камерами, с большей степенью изоляции - для тех, кто опасен для общества".
Глава Минюста заметил, что уже разработан проект таких тюрем, произведены расчеты, определена их география с тем, чтобы они равномерно охватывали всю страну. Вместе с тем, Коновалов признал, что строительство тюрем - наиболее дорогостоящая часть реформы и сейчас этот вопрос решается за счет переоборудования под тюрьмы высвобождающихся следственных изоляторов.
Другим сложным вопросом он назвал трудовую занятость заключенных, поскольку, напомнил министр, главным для ресоциализации спецконтингента /возвращение бывших осужденных в общество/ является возможность их заработка себе на жизнь. Для трудовой занятости осужденных он предложил депутатам законодательно предусмотреть вовлечение в пенитенциарную систему бизнеса посредством налоговых льгот и госзаказов.
"Эта крупная задача, но она вполне реальная. Реализация совместно со ФСИН проектов /с участием бизнеса/ должна идти при соблюдении норм безопасности труда, добровольности труда, а участие заключенных в этих проектах должно быть элементом оценки их настроения на ресоциализацию и учитываться при принятии решений об условно-досрочном освобождении и помиловании", - сказал глава Минюста.
По его словам, в экспериментальном варианте такие примеры уже есть - например, в Перми в одной из колоний осужденные женщины участвуют в производстве мультфильмов.
По мнению Коновалова, вовлечение бизнеса в трудовую занятость осужденных положительно повлияет и на экономику, и в целом на возвращение людей к нормальной жизни.
Третьей ключевой проблемой министр назвал социальное обеспечение сотрудников ФСИН. Он напомнил, что ранее социальные права сотрудников ФСИН обеспечивались законом о милиции, который утратил силу после принятия закона "О полиции". И сейчас необходим новый закон. "Иначе люди просто разбегутся - те, кто имеет хоть каплю честности и не имеют коррупционных добавок к своей зарплате", - заметил Коновалов.
Одновременно он пообещал "огнем и мечом, выжигая каленым железом", бороться с коррупцией в рядах сотрудников ФСИН. Глава Минюста напомнил, что лишь при новом директоре службы исполнения наказаний в ней появилось управление собственной безопасности, которое "работает на полную катушку". Вместе с тем, он заметил, что система исполнения наказаний в России формировалась десятилетиями и не может измениться одномоментно, поскольку сама по себе очень специфична и потенциально взрывоопасна.
Вместе с тем, министр убежден в необходимости поддержки людей, которые верой и правдой служат закону.