Венесуэльские власти разработали "Пенитенциарный план"
"Пенитенциарный план" призван в максимально короткие сроки разгрузить венесуэльские тюрьмы, совокупное население которых превышает 50 тысяч заключенных. Для его реализации "десант" из 500 юристов, психологов, криминалистов и социальных работников отправится в 34 действующие в стране тюрьмы, чтобы совместными усилиями добиться улучшения сложившейся ситуации.
Это уже вторая нетрадиционная инициатива, выдвинутая министром по делам тюрем с момента ее назначения на этот пост. Первая заключалась в объявлении временного запрета на отправку в тюрьмы новых заключенных. Все нарушители правопорядка, не считая особо опасных злодеев, должны были содержаться только в полицейских участках вплоть до окончания первого этапа "разгрузки" тюрем. Вполне понятно, что полицейские начальники схватились за головы, прекрасно понимая, что уже через несколько дней камеры полицейских участков будут переполнены еще больше, чем тюрьмы. В итоге мораторий на отправку в тюрьмы новых заключенных продержался немногим более недели и вызвал волну едких комментариев в оппозиционной прессе.
Ирис Варела уверена, что из 50 тысяч арестантов, содержащихся в пенитенциарной системе страны, не меньше 20 тысяч должны "оказаться за пределами тюремного периметра". Речь идет о тех заключенных, которые совершили мелкие нарушения правопорядка и содержатся в тюрьмах в ожидании суда, хотя нередко этот процесс затягивается на несколько лет. Ускорить этот процесс и должен "десант" из 500 специалистов.
Президент Уго Чавес создал министерство по делам тюрем этим летом после целой серии драматических событий в пенитенциарных заведениях страны. Подписывая указ о создании нового ведомства, он сравнил проблемы тюремной системы с онкологическим заболеванием, которое нуждается в комплексном лечении. Президент выступил за полное реформирование пенитенциарной системы за счет принятия комплекса мер, в том числе строительства "достойных" помещений для арестантов.
Тюремные "мафии", о которых говорил Чавес, снабжают заключенных целыми арсеналами. Инциденты с применением огнестрельного оружия происходят в венесуэльских тюрьмах регулярно. Например, в июне в тюрьме "Родео-1", расположенной в пригороде Каракаса, произошел конфликт между двумя противоборствующими группировками заключенных, в результате которого погибли 19 арестантов. Вслед за этим более 5 тысяч бойцов национальной гвардии /военизированной полиции/ взяли тюрьму штурмом, понеся при этом потери. После штурма всех заключенных вывезли в другие тюрьмы и провели обыск, по итогам которого журналистам были продемонстрированы 7 винтовок армейского образца, 5 охотничьих ружей, 3 карабина, 1 автомат, 24 пистолета, 8 ручных гранат и 5 тысяч винтовочных патронов. Кроме того, в ходе обыска было обнаружено 45 килограммов кокаина, 12 килограммов марихуаны и свыше 100 мобильных телефонов. Вслед за этим в "Родео-1" начался ремонт, во время которого там были найдены еще 59 пистолетов, спрятанных в тайниках.
В расположенной по соседству тюрьме "Родео-2" группа особо опасных арестантов, узнав о штурме "Родео-1", наглухо забаррикадировалась и отказалась сложить оружие. При этом местные "воры в законе", возглавлявшие бунт, фактически удерживали в заложниках около тысячи заключенных тюрьмы, на территорию которой стражи порядка не могли войти из-за того, что по ним тут же открывали огонь. Восстановить контроль над "Родео-2" властям удалось только после продолжавшихся почти целый месяц переговоров.