Прокурорам надо вернуть полномочия возбуждать уголовные дела, считает Чайка
"Я не раз высказывался, в частности, за возвращение прокурорам права возбуждать уголовные дела, а также за обязательное получение согласия прокурора для избрания такой меры пресечения, как арест. Сейчас суды практически всегда поддерживают следствие при избрании меры пресечения. Мнение прокуроров зачастую остается не услышанным, хотя я требую от них аргументировано и наступательно отстаивать свою позицию в случае несогласия с избранием такой исключительной меры пресечения, как заключение под стражу", - сказал Чайка.
Он напомнил, что в июне прошлого года подписал приказ, обязывающий прокуроров обращать особое внимание на состояние здоровья человека, в отношении которого избирается мера пресечения, его семейное положение, род занятий и т.д.
"Дело в том, что деятельность правоохранительных органов должна быть эффективной. Люди не разделяют по полномочиям правоохранительные органы и органы прокуратуры. Им абсолютно все равно, кто за что отвечает, главное - чтобы вершилось правосудие. Чтобы преступники были наказаны, а права и свободы законопослушных граждан не нарушались", - заметил Чайка.
"В конечном итоге не отдельно прокуратура, или следственный комитет, или органы внутренних дел ответственны перед обществом за результаты этой работы, а правоохранительные органы в целом, - отметил он. - В суде от имени государства выступает прокурор в качестве государственного обвинителя. Чтобы действительно вершилось правосудие, прокурор еще на стадии предварительного следствия должен иметь возможность вникать, насколько обоснованно предъявлено обвинение конкретному лицу. Дело следствия - направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий. Но у прокурора всегда должна быть возможность отреагировать на нарушения закона, допущенные следователем".
По его словам, "сегодня из-за несовершенства законодательства нарушен баланс полномочий между следствием и надзором. Это очевидно уже, по-моему, для всех. Тем не менее, со всеми следственными органами мы работаем достаточно результативно. С точки зрения взаимоотношений у нас проблем нет, но эффективность работы не должна зависеть от личных отношений. Все вопросы осуществления уголовного преследования должны быть прописаны законодательно".
Говоря об обязательном согласии прокурора при избрании ареста, Юрий Чайка заметил, что "раньше, когда решение об аресте принималось прокурором, подход был гораздо более требовательным. Это любой адвокат может подтвердить".
"Убедить прокурора было не так-то просто. Он, можно сказать, отвечал за принятое решение головой - если человека позже освобождали из-под стражи по реабилитирующим основаниям, то прокурору, давшему санкцию на его арест, очень часто можно было ставить крест на карьере", - сказал руководитель Генпрокуратуры.
"А что мы имеем на сегодняшний день? Качество предварительного следствия оставляет желать лучшего. Значительное количество уголовных дел возвращается прокурорами для дополнительного расследования. Среди наиболее часто выявляемых прокурорами нарушений - незаконное возбуждение уголовных дел, нарушение прав участников уголовного судопроизводства, необоснованное привлечение к уголовной ответственности", - констатировал генпрокурор.
По его словам, только в 2010 году "следователями органов внутренних дел в отношении более 3700 лиц было прекращено уголовное дело по реабилитирующим основаниям либо они были оправданы судом. Рост в сравнении с предыдущим годом почти вдвое; в Следственном комитете - на 11 проц. При этом каждый пятый в МВД содержался под стражей, в Следственном комитете - каждый третий".
"Поэтому если обращение следователя в суд будет законодательно разрешено не напрямую, а только после получения согласия прокурора, то это будет дополнительной гарантией защиты прав граждан на свободу и личную неприкосновенность", - подчеркнул генпрокурор.