Борис Черемисин: Задача Народного фронта - привлечь сахалинцев к решению их насущных проблем
Не так давно на Сахалине ловили таких гигантских рыб. А сейчас уже и рыба поменьше не нерестится в реках, куда выливается нефть из трубопроводов. Фото: Алексей Дорогин
На днях Общероссийский народный фронт пополнился еще одной членской организацией - в его ряды вступило сахалинское региональное отделение Центра противодействия коррупции в органах государственной власти.
По мнению его представителя - Бориса Черемисина, задача Народного фронта - привлечь самих людей к решению их насущных проблем. Это не политика, а правовой путь улучшения жизни. Правовое государство без гражданского общества не построить.
С точки зрения юридической науки, право - не только писаные законы, но практически вся наша жизнь с ее формальными и неформальными установками о том, что такое хорошо и что такое плохо. Хорошо, по мнению Бориса Черемисина, это когда люди не сидят по отдельным квартирам от выборов до выборов, а сообща пытаются обустроить комфортную среду обитания. Официальное название его должности по бюрократической традиции занимает целый абзац. Так что для краткости будем называть его просто - начальник отдела государственного контроля.
Российская газета: Борис Владимирович, почему ваша организация вступила в Народный фронт?
Борис Черемисин: Мы хотим сделать нашу страну лучше, а не разрушить ее. По такому принципу и единомышленников ищем. И выходит, что с "несогласными" у нас принципиальное несогласие.
Если хотим реальных изменений, необходимо опереться на реальную силу. А на предстоящих выборах реальные шансы добиться квалифицированного большинства есть только у правящей партии. И если появился механизм, позволяющий беспартийным, но инициативным гражданам опереться на ее силу, так воспользоваться этим наш долг.
РГ: Что даст подобный альянс Народному фронту, а что центру?
Черемисин: Это совершенно очевидно. Ни одно движение не может осуществлять свою деятельность без обратной связи со страной, без информации о положении дел на местах. Особенно трудно в этом отношении как раз правящей партии. Ведь ей приходится контролировать не конкурентов, а своих же однопартийцев. И центр в такой ситуации ценнейший независимый источник информации. Не враждебный, а именно независимый. Так что выгода для партии совершенно очевидна. Что касается нас, главная цель быть услышанными. Для этого в ход идут любые информационные каналы членов центра, порой даже личные связи. Зато теперь, когда мы находимся с правящей партией в коалиции, наш голос слышен, и притом вполне официально, чего мы все эти годы и добивались.
РГ: Хорошо, а что выиграет от подобного сотрудничества Сахалин?
Черемисин: О выигрыше говорить рано, а вот цели совершенно очевидны. На острове немало проблем, но решить их можно лишь все разом, как одну большую, больную, комплексную проблему.
Экономист объяснил бы это в своей терминологии, юрист - в своей. Скажу как эколог. С экологической точки зрения - Сахалинская область - уникальная природная среда обитания, уже создавшая все условия для плодотворного труда и отдыха. За последние годы, к сожалению, в силу ряда обстоятельств значительная часть среды обитания превращена, извините, в помойку. Наша задача, во-первых, не допустить дальнейшего уничтожения природного ландшафта, во-вторых, очистить среду обитания от отголосков цивилизации, вернуть ей первоначальное предназначение.
РГ: Звучит поэтично. А если конкретнее?
Черемисин: Возьмем первый уровень - подземный. Сахалин обладает богатейшими недрами. Запах нефти или газа способен задурманить голову кому угодно. Появляются иллюзии, что на этой земле можно выжить лишь качая из нее горючее, благо цены на него высоки. А там хоть трава не расти! И, между прочим, кое-где уже не растет. И рыба больше не нерестится в реках, в которые происходят утечки из проложенных трубопроводов.
Богатейшая наша природа до последнего времени как-то сглаживала или по крайней мере маскировала наше хамское отношение к ней. Рано или поздно количество переходит в качество. А на острове, пусть даже таком большом, как Сахалин, это всегда происходит раньше, чем на материке - пространство-то ограниченное, закрытое.
Беда не в том, что слабо работают природоохранные органы. Будь у нас хоть втрое больше инспекторов и лютуй они все как один, дело не сдвинется до тех пор, пока на острове не будет создана система управления отходами. А это наряду со строительством полигонов для размещения отходов различного класса опасности, мусороперерабатывающих, мусоросортировочных заводов, единое понимание не только в необходимости создания данной системы, но и путях ее реализации в практической плоскости. Здесь не грех бы поучиться у наших ближайших соседей - японцев. У них обыватели сорят не меньше наших. Но специальные службы все это аккуратно убирают, сортируют и перерабатывают с немалой для себя выгодой. Даже банановая кожура и мандариновые корки в дело идут - на производство сахара.
РГ: Хорошо, построили мусорозаводы, полигоны заложили - дальше что?
Черемисин: Это уже немало. Представляете, сколько мы таким путем создадим рабочих мест. Для нашей области безработица тоже не последняя проблема.
А дальше надо строить нормальную жизнь. Своей крупной промышленности на Сахалине нет. Предприятия нефте- и газоперерабатывающего комплекса - федеральная собственность. Надо начинать с сельского хозяйства, если хотите, то с развития фермерского хозяйства.
Для этого необходимо, по опыту ряда областей России, строить минифермы для выращивания крупного рогатого скота, свиней, тепличные комплексы.
Передавать их по договорам аренды фермерам на 8-10 лет. Увидите, это сработает, начнет приносить свои реальные плоды.
Система завоза основных продуктов питания привела к тому, что цены на них одни из самых высоких в стране. А мы, между прочим, не Крайний Север и почвы у нас плодородные.
РГ: Вы считаете, Народный фронт способен решить столь масштабную задачу?
Черемисин: Так ведь для того он и создается. Задача Народного фронта - привлечь самих людей к решению их насущных проблем. Политикам, как бы они ни были влиятельны, такое не под силу. Гражданам, когда они поодиночке, и подавно. А всем миром сможем, однозначно!
РГ: Но в какие же сроки? Есть ли у тех, кто поверит вашим обещаниям, надежда увидеть эту самую лучшую жизнь?
Черемисин: Природа щедро наделила Сахалин всем необходимым для такой жизни. А остальное уже зависит от нас. Могу лишь сказать, что при серьезной планомерной работе первые ощутимые результаты можно будет получить всего за два-три года. Только вот поработать придется всем. Если каждый будет сидеть в своей квартире от выборов до выборов и ждать, что кто-то там ему лучшую жизнь наладит, ничего не выйдет.
Еще сто лет назад, когда здесь жили одни только каторжники да ссыльные, Антон Павлович Чехов сказал, что на Сахалин надо ездить, как в Мекку. Но не просто сказал, а поехал сам и своими руками стал делать жизнь здесь лучше. Пусть подвиг великого писателя всем нам послужит примером.