КС РФ постановил расширить права психически больных граждан в зависимости от степени их дееспособности
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Наталья Королева/. Права и свободы граждан, страдающих психическими расстройствами, должны быть расширены в зависимости от степени их дееспособности и законодательно закреплены до 1 января 2013 года. Конституционный Суд РФ вынес сегодня постановление, по которому признал положения пункта 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 Гражданского кодекса РФ не соответствующими Конституции РФ.
Действующее законодательство признает такого человека либо дееспособным, либо недееспособным в полном объеме. "Государство должно принять комплекс мер в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, направленных на наиболее эффективную защиту их прав и законных интересов и позволяющих учитывать в каждом конкретном случае их индивидуальные особенности. Федеральному законодателю предписано до 1 января 2013 года внести изменения в действующий механизм защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами, которые позволяли бы суду учитывать степень нарушения способности таких граждан понимать значение своих действий или руководить ими", - говорится в материалах пресс-службы КС РФ.
Поводом к рассмотрению данного вопроса стало обращение гражданки Деловой Ирины Борисовны, которая является инвалидом с детства и проживает в специализированном психоневрологическом интернате в Санкт–Петербурге. В 2010 году по заявлению интерната она была признана судом недееспособной и лишилась возможности самостоятельно распоряжаться своим имуществом, в частности, пенсией. При решении вопроса суд руководствовался действующим гражданским законодательством, которое предусматривает только полное лишение гражданина дееспособности в случае наличия у него психического расстройства. Опекуном заявительницы в настоящее время является администрация интерната.
По мнению Деловой, не допуская ограничение дееспособности пропорционально степени психического расстройства гражданина, оспариваемые нормы ограничивают конституционные права и свободы этих граждан – лишают их возможности реализовать право на пользование и распоряжение своим имуществом, на неприкосновенность частной жизни. Заявительница считает, что степень ее психического расстройства не угрожает правам и законным интересам других лиц, в целях защиты которых права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом. Поэтому, как полагает заявительница, оспариваемые нормы носят дискриминационный характер. Заявительница просила признать оспариваемые нормы не соответствующими статьям 19, 23, 35 и 55 (ч.3) Конституции РФ.