Для курения подходит только неудобное место - Скот НИЛ

Для курения подходит только неудобное место - Скот НИЛ

В России начался первый этап введения антитабачного закона, который должен довести статистические показатели по связанным с курением заболеваниями до среднеевропейского уровня. То есть сократить смертность среди российских курильщиков с 400 тыс. до 150-200 тыс. в год. С 1 июня запрещено курение в учреждениях культуры, спорта, образовательных и медицинских организациях. Пока эти запреты не подкреплены штрафами – их обещают начать собирать, только когда новый закон заработает в полную силу. Не определены и другие процедуры, которые позволят контролирующим органам бороться с нарушителями. Но никакие наказания и штрафы не смогут сделать антитабачный закон работающим, если общество к нему не готово, считает руководитель Программы по предотвращению табакокурения (Tobacco Prevention Program) американского штата Вашингтон Скот Нил. Он знает, о чем говорит: с тех пор, как 10 лет назад ему поручили добиться снижения уровня потребления табака, количество курильщиков сократилось вдвое. 

- В вашем штате проводится одна из немногих действительно успешных локальных антитабачных программ, которая привела к сокращению числа курильщиков. Что позволило добиться успеха?

- Идея заключается в том, что все курильщики разные, и план отказа от табака для каждой группы должен быть свой. Так, социологические исследования показывают, что процент курильщиков различается в разных этнических группах. Этот показатель зависит от уровня дохода и образования. Отличаются и привычные  места для курения. Например, представители коренных народов Америки и афроамериканцы значительно чаще курят у себя дома и в присутствии членов семьи, чем представители других этнических групп, что увеличивает число пассивных курильщиков в их окружении. Значительно выше среднего процент курящих среди людей с проблемами психического здоровья и у представителей ЛГБТ-сообщества.

- Какой суммарный бюджет антитабачной программы в вашем подведомственном регионе?

- Мы, как и многие другие штаты, привыкли тратить миллионы долларов на программы, предотвращающие курение. И привыкли, что количество курильщиков постоянно сокращается. Но за последний год-два расходы в данном направлении практически везде были урезаны, что тут же привело к замедлению динамики и росту показателей по заболеваниям, связанным с употреблением табака. Даже в штате Вашингтон, где в предыдущий период были достигнуты замечательные результаты, мы наблюдаем статистическое плато.
У нас всегда несколько источников финансирования - они часто меняются, мы постоянно ищем новые гранты, новые субсидии и фонды. Так, в этом году мы стали получать значительно меньше средств из бюджета штата, зато получили федеральный стимулирующий грант, которые предназначен для борьбы с табачной зависимостью и проблемой лишнего веса в округах. Если суммировать наши затраты именно на антитабачные меры, то в 2011 и 2012 году мы тратили по $6 млн ежегодно. Также на 2014 год мы получили небольшой грант из бюджета округа, который позволит содержать 5-6 сотрудников Tobacco Prevention Program (Программа по борьбе с курением) в следующем году.

- 5-6 человек – это весь штат вашей программы?

- Сейчас да, так как считается, что объем нашей работы значительно сократился по сравнению с тем, что было, когда мы только начинали. Тогда у нас работало 17, иногда даже 19 человек.

- Но еще есть и внештатные помощники? На вашей страничке в Интернете размещен призыв к гражданам сообщать вам о случаях нарушения закона, запрещающего курение в общественных местах. Сколько таких обращений вы получаете и как реагируете?

- Принцип нашего воздействия таков: сначала разъяснение и только при необходимости принуждение. Мы не провоцируем искусственно такого рода активность граждан и никогда не платим за информацию. Я хочу сказать, нас не очень интересуют сообщения, что некий гражданин закурил сигарету на улице или на автобусной остановке. Мы вообще не интересуемся тем, что делают частные лица, но мы хотим знать, на чьей территории произошло нарушение, в зоне ответственности какого должностного лица.  Еще в 2005 году мы создали систему оповещения о нарушениях законодательства, которая требует минимальных затрат и приносит большой эффект.

Сигналы граждан мы принимаем по электронной почте, по телефону или по смс. Обычно  речь идет о нарушении, допущенном тем или иным бизнесом – рестораном, баром, клубом. Мы пишем письмо, в котором сообщаем о полученной жалобе и просим обратить внимание на соблюдения правил в дальнейшем. Если мы получаем вторичную жалобу, то направляем на место инспектора. Если инспектор почувствует запах дыма или увидит пепел или окурки на полу, он выносит предупреждение о нарушении. Если и после этого все осталось по-прежнему, наступает время выписать штраф. Его размер зависит от того, сколько было затрачено на инспекционные выезды, плюс сбор в муниципальную казну.  В разных округах существуют различные сборы за повторные инспекционные выезды.  В King County $100 прийдется заплатить за повторное нарушение и $170 за повторный выезд инспектора, итого $270. За каждое последующее нарушение ставка сбора за визит инспектора будет увеличиваться, пока не достигнет $390. На этой отметке мы прекращаем инспекции и обращаемся с иском в суд, так как очевидно, что нарушитель  менять ничего не намерен.

- В чем обычно суть претензий граждан, на что вам можно пожаловаться?
 
- Чаще всего это связано с курением в непосредственной близости от офисных зданий, под окнами или прямо перед входом. В таких случаях к нам, как правило, обращаются некурящие сотрудники, которым приходится проходить мимо курильщиков и вдыхать дым. Они не хотят, чтобы от них пахло табаком.

Но реагируем мы на такие обращения только в том случае, если выясняется, что бизнес каким-то образом закрепил за курильщиками именно это место, обустроил там зону для курения. Тогда мы настаиваем на ее переносе. Вообще, в зоне нашего особого внимания так называемые благоустроенные места для курения, где есть стулья, столы, навесы – все то, что делает курение на улице более комфортным. Если зона для курения слишком уютная, то это тоже повод, чтобы написать нам. Мы убеждены, что для курения идеально подходит только такое место, где нет никаких удобств. Там должно быть некомфортно.

- Сколько в вашей команде выездных инспекторов?

- С этой работой вполне справляется один человек. В 2005 году, когда мы начали работать по этой схеме, мы получили 500-600 первичных жалоб, в прошлом году их было не более 200. А это 50-60 выездов инспектора в год, не так уж и много. Поэтому тот же сотрудник работает и по выявлению фактов незаконной продажи табачных изделий детям. Это еще одно важное направление нашей работы.

- Как вы узнаете о случаях продажи табачной продукции детям?

- Департамент здравоохранения приглашает помощников-волонтеров, обычно это активные ученики нескольких ближайших школ, отличники, интересующиеся общественной жизнью, правом и здоровым образом жизни. Таких 15-17 летних ребят мы инструктируем, как  покупать сигареты, не вызывая подозрение и отправляем на контрольную закупку. Для детей это приключение. К тому же мы благодарим их подарочными картами сети продовольственных супермаркетов, на $20 каждая.

- И что же ждет тех, кто продает сигареты несовершеннолетним?

- В прошлом году мы выявили 92 случая продажи сигарет несовершеннолетним и опубликовали названия торговых точек на нашем сайте, что сказывается на репутации бизнеса. Большинство таких инцидентов фиксируется в круглосуточных магазинах на заправках и в небольших торговых точках, в удаленных районах. 

По закону, действующему в штате Вашингтон, если мы поймали продавца первый раз, то выписываем ему штраф $50 и еще $100 магазину. Кроме того, представитель ритейлера должен пройти специальный курс обучения. Если тот же магазин будет пойман вторично в течении последующих двух лет, ему грозит штраф $1500 и лишение лицензии на продажу табачной продукции.

- Несколько лет назад в ресторанах Сиэтла и Сан-Франциско были отдельные залы для курящих и некурящих - так же, как сейчас в Москве или Санкт-Петербурге. Почему было решено отказаться от этой практики?

- Когда я рос, у нас тоже везде были зоны для курящих и для некурящих, но некурящим почему-то всегда доставались места хуже и залы меньше. Отказ бизнеса от такого деления происходит на протяжении долгого времени и совершенно добровольно - просто потому, что  изменился тренд в общественном сознании. Только когда около 80% заведений сами отказались от залов для курящих, появился закон, запрещающий курить в оставшихся 20%. Я знаю, что в России сейчас принят новом закон, который меняет правила курения в общественных местах, и многие с этим не согласны, но здесь все началось с инициативы частных лиц, которые убеждали людей вокруг. От того, насколько люди понимают, что курение несет реальные угрозы, зависит и то, насколько выполняется закон, насколько он популярен.

Беседовала Галина Паперная

Архив эксклюзивных интервью в базе данных ИНФО-ТАСС по подписке

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent