Константин Лебедев рассказал о российском «микромайдане»
Оппозиционер Константин Лебедев заявил, что организаторы шествия и митинга на Болотной площади 6 мая 2012 года планировали устроить сидячую забастовку. «Мы хотели сделать “микромайдан” — поставить палатки. Но у нас это не получилось», — заявил Лебедев, давая показания на процессе по делу обвиняемых в организации беспорядков на площади Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева. Текстовую трансляцию заседания ведет на своем сайте «Новая газета».
При этом Лебедев заметил, что Удальцов, входивший в оргкомитет митинга, был против такого решения, принятого большинством голосов. «Это те люди, которые не приняли план Удальцова о проведении митинга, а планировали прорываться к [Большому Каменному] мосту», — цитируют слова Лебедева в твиттере Удальцова. Решение, по словам Лебедева, принимали Алексей Навальный, Евгения Чирикова, Борис Немцов и Гарри Каспаров.
«Беспорядки получились из-за безответственных действий либеральной хунты», — резюмировал Лебедев и подчеркнул, что он сам, Удальцов и Развозжаев «понимали, что планы оргкомитета абсурдны». «Именно поэтому мы решили наперекор оргкомитету пойти на набережную и ставить там палатки», — добавил оппозиционер, уточнив, что за пронос палаток на митинг отвечала активистка Анастасия Рыбаченко (амнистирована по «болотному делу» в январе 2014 года).
«Мы готовили активистов, но не для массовых беспорядков, а для защиты палаточного лагеря», — продолжил Лебедев. Он добавил, что вместе с Удальцовым и Развозжаевым планировал остаться на площади после митинга, «конечно, без насилия».
Заявления Лебедева на процессе расходятся с позицией, которую он озвучил после признания вины в организации массовых беспорядков на Болотной площади. Тогда он рассказал в интервью газете «Коммерсантъ», что беспорядки организовывали он сам, Удальцов, Развозжаев и грузинский политик Гиви Таргамадзе. Дело Лебедева выделили в отдельное производство, в 2013 году он получил два года колонии.
На сделку со следствием Лебедев, по его словам, решил пойти, убедившись в том, что у стороны обвинения «есть исчерпывающие доказательства нашей вины». В частности, он ссылался на то, что следствие получило явку с повинной Развозжаева, от которой тот впоследствии отказался, заявив о давлении со стороны силовиков. Лебедев подчеркивал, что следствию были нужны показания, обличающие Удальцова, но отказался признать себя предателем.
Помимо организации беспорядков в мае 2012 года Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева подозревают в подготовке к другим беспорядкам на территории России. Дело оппозиционеров повторно поступило в Мосгорсуд в январе 2014 года — ранее суд нашел ошибки в анализе свидетельских показаний в обвинительном заключении, после чего прокуратура исключила из дела всех свидетелей защиты.
Всего по делу о массовых беспорядках проходят около 30 человек. 24 февраля восьмерых фигурантов признали виновными, семерых из них приговорили к реальным срокам заключения от двух до четырех лет. Одной из осужденных, Александре Наумовой (Духаниной), назначили условный срок. Михаила Косенко отправили на принудительное лечение. Еще 11 фигурантов дела амнистировали.