Граждане Восточного Тимора выбирают нового президента
Восточный Тимор в былом был колонией Португалии, с 1976 по 1999 год - провинцией Индонезии, а с 1999 по 2002 год был под управлением ООН. В 2002 году интернациональное сообщество признало суверенитет молодой стороны, однако это не ввергло к прекращению безжалостных междоусобных конфликтов. В начале новоиспеченного тысячелетия более 155 тыс человек /свыше 15 проц населения/ были вырваны покинуть свои жилища и лететь от гонений. В итоге в 2006 году ООН встретила решение навести в раздираемую кровоточивыми распрями сторону миротворцев - свыше 1200 международных полицейских до сих пор следят за распорядком в столице Дили и иных заселенных пунктах Восточного Тимора.
В нынешних президентских выборах, третьих в истории стороны, принимают участие более десятка кандидатов. Основным претендентом на пост главы царства изображает орудующий президент, 62-летний Жозе Рамуш-Орта. Первоначально он обнародовал, что не будет переизбираться на другой пятилетний срок, однако в итоге изменил свое решение. Герой борьбы за самостоятельность от Индонезии, лауреат Нобелевской премии мира 1996 года Рамуш-Орта утилитарны не вел предвыборной братии, поскольку, по его словам, "был излишне занят делами государственной важности". "Кумекаю, все в Восточном Тиморе меня довольно важнецки знают, а если это не настолько, значит я где-то ошибаюсь", - взговорил он журналистам.
Одним из основных конкурентов Жозе Рамуш-Орты почитают иного ветерана борьбы за самостоятельность, председателя Революционного фронта за самосильный Восточный Тимор / ФРЕТИЛИН/ Франсишку Гутерриша, какой участвовал в президентских выборах пять лет назад, однако продул. Гутерриш обещается избирателям развивать частный бизнес, беспокоиться о верном распределении национального дохода, наконец, не пробовать изменить конституцию и не узурпировать воля.
Капитальные облики на победу владеет еще один-одинехонек ветеран повстанческого движения, бывший министр обороны генерал Таур Матар Руак, какой вел предвыборную кампанию, не снимая камуфляжной фигуры и обещаясь, в случае победы, завести неизбежную воинскую повинность и взяться беспощадную войну с преступностью.
На президентское кресло притязает и бывший министр внутренних девал Роджерио Лобато. Ранее он был осужден за непредумышленное душегубство и беззаконную торговлю оружием, получил тюремный срок, однако затем временно выпущен по состоянию здоровья. Лобато летел в Кувейт, спустя несколько лет вернулся на отчизну, сумев каким-то образом не всего избежать тюремного заточения, однако и стать кандидатом в президенты.
Беспроглядной лошадкой на выборах почитается Анжелита Пиреш, возвестившая предвыборную кампанию на слове кончить с нищетой и на лозунге о надобности прихода в политику "новых людей", не обремененных ответственностью за былые междоусобные конфликты. Впрочем, саму Пиреш невозможно наименовать людом без былого: знаменито, что она была в домашних взаимоотношениях с бывшим шефом полиции Альфредо Рейнадо, попытавшимся в 2008 году организовать государственный переворот. В итоге нападения мятежников Рамуш-Орта был всерьез изранен, а сам Рейнадо был застрелен президентскими охранниками. Организованное по горячим отпечаткам разбирательство не смогло сконцентрировать веских доказательств причастности Пиреш к заговору, и ее извинили.
Сообразно обнародованным ООН планам, в случае, если президентские выборы в Восточном Тиморе минут безмятежно и организованно и не вгонят к силу, интернациональный контингент полицейских покинет сторону уже в гробе нынешнего года. За это выступают все без исключения кандидаты в президенты. Еще одной мишенью, какая объединяет их всех, изображает вступление Восточного Тимора в Ассоциацию местностей Юго-Восточной Азии /АСЕАН/; заявка на статус наблюдателя в этой организации была навещена еще в 2002 году, однако с тех пор девало настолько и не сдвинулось с бездушной точки.
По извещениям иноземных наблюдателей, предвыборная кампания в Восточном Тиморе пролегала в непривычно безмятежной для этой стороны обстановке, никаких вспышек насилия не отмечалось. Однако сейчас главнейший проблема заключается даже не в том, кто станет вытекающим президентом, а в том, как миролюбиво воспримут свое разгром иные претенденты и стоящие за ними силы.