Биологи выяснили подробности охотничьей стратегии комаров

Американские биологи выяснили подробности того, как комары ищут и находят своих жертв: кровососущих насекомых о близости добычи оповещает обоняние, а затем включаются другие органы чувств, ведущие комаров к источнику пищи. О новых экспериментах сообщается в журнале Current Biology.

«Науке почти ничего не было известно о том, как комар воспринимает животных — своих жертв, как он решает, где ему “приземлиться” и начать питаться», — рассказал соавтор статьи Джефф Риффел (Jeff Riffell).

Биологи поместили насекомых в аэродинамическую трубу (АДТ): изолированную среду, где можно контролировать ветровой режим и другие условия. АДТ были лишены приметных пунктов – за исключением небольшой черной точки на внутренней поверхности.

Как только ученые выпустили в АДТ струю углекислого газа (который постоянно выдыхают животные), все комары мгновенно прилетели к черной точке.

По мнению биологов, насекомые решили, что точка, единственный заметный объект в АДТ, указывает на присутствие теплокровной жертвы. Иными словами, комары начинают активно искать добычу, когда чувствуют ее близость по запаху. Затем обоняние «включает» другие сенсорные системы, прежде всего, зрение.

Ученые заключают, что охотничья стратегия комара состоит из трех этапов. На первом (расстояние 10-50 метров от жертвы) насекомое реагирует на запах двуокиси углерода. Если аромат указал на что-то интересное, комары начнут зрительно искать жертву (они видят на 5-15 метров). Наконец, подлетев на расстояние метра, они наводят свое «оружие» на цель, ориентируясь на тепловое излучение.

«Углекислый газ — лучший сигнал теплокровного животного, и комары ловят его на расстоянии 50 метров. А потом, с помощью других запахов и зрения определяют, кто их ждет: олень, корова, собака или человек», — поясняет Риффел.

Сейчас биологи ставят новую серию экспериментов: они записывают, какие именно нейроны в каких участках мозга реагируют на различные запахи. Так ученые выясняют привлекательные и неприятные для комаров ароматы.