Динозавры мезозоя отказались жить в Европе

Палеобиологи из Университета Лидса в Великобритании создали карту миграций динозавров во время мезозойской эры, когда распадался сверхконтинент Пангея. Оказалось, что семейства гигантских ящеров активно покидали Европу, расселяясь по всей Земле, при этом новые семейства европейскую часть суши не заселяли. Исследование опубликовано в Journal of Biogeography.

В своей работе ученые основывались на том факте, что при расколе единого материка отдельные континенты оставались соединены, благодаря появлению мостиков суши. Такие переходы возникали время от времени из-за геологический изменений, происходящих на уровне моря, и могут рассматриваться с математической точки зрения, как ребра графов, то есть связи между узлами.

Движения тектонический плит, по словам ученых, могли приводить к появлению массивных структур, вроде моста, соединяющего Индо-Мадагаскар с Австралией. Эти участки суши служили сухопутными переходами для потоков мигрирующих динозавров, расселяющихся по земному шару.

Исследователи воспользовались палеобиологической базой данных, которая содержит записи о каждой находке окаменелостей динозавров по всему миру. На основе записей по каждому семейству динозавров и по каждому континенту были созданы карты для различных периодов времени, раскрывшие связи, вдоль которых осуществлялась миграция.

Несмотря на то, что связи между континентами терялись на всем протяжении мезозойской эры, от триасового периода до конца мела, раскол Пангеи не привел к полному подавлению миграционых путей. Ученые также обнаружили, что из Европы потоки животных были преимущественно исходящими. Семейства динозавров покидали Европу, но новые семейства не мигрировали в нее. По словам исследователей, существует вероятность, что такая закономерность является результатом недостаточности данных по окаменелостям.