Присоединение России к ВТО выгодно и ей самой, и всем ее партнерам
"Россия готова вносить максимальный вклад в эту работу", - заверил президент РФ Дмитрий Медведев, направив участникам конференции телеграмму. Он подчеркнул, что "этот итог длительных и непростых переговоров выгоден как России, так и нашим будущим партнёрам".
Реакция в мире на историческое событие в Женеве была практически единодушной - вступление РФ в ВТО выгодно всем. Это "открывает отрадную перспективу для мировой экономики и является важной этапной целью на пути к созданию единого европейского экономического пространства", заявил председатель Восточного комитета немецкой экономики Эккхард Кордес. Министра экономики Австрии Райнхольда Миттерленера в большей степени интересует то обстоятельство, что теперь открываются новые перспективы на российском рынке. "Вступление РФ в ВТО приведет к созданию лучшего делового климата в России, - считает министр экспорта и внешней торговли Дании Пиа Ольсен Дюр. - Это может придать новый импульс переговорам между Евросоюзом и Россией о новом соглашении об открытии рынков и большей экономической интеграции". С комментариями, подчеркивающими позитивные перспективы, выступили представители и других стран.
Столь же оптимистично настроены как российские официальные лица, так и представители бизнеса. Как сказал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, от вступления России в ВТО "все выиграют, никто не проиграет, не надо пугать себя и не надо пугать других". По его словам, "правительство будет поддерживать такие отрасли /российской экономики/ всеми средствами и методами, позволенными в Организации". Он также констатировал, что пока "из отраслей явно никто не показал, что вступление в ВТО приведет к явным негативным последствиям". Глава госкорпорации РОСНАНО Анатолий Чубайс убежден, что "вслед за этим соглашением последуют, как минимум, три важнейших документа в течение нескольких лет: вступление России в Организацию экономического сотрудничества и развития, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом в 2012 году и зона свободной торговли с Европой по принципу "ВТО плюс". Бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин, в свою очередь, заметил, что "мы переходим в некоторую прозрачную систему, это задаст новую планку, новые правила развития бизнеса в России". А президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин указал, что "мы вступили в ВТО на беспрецедентно благоприятных условиях".
Естественно, что реакция США на вступление РФ в ВТО стоит особняком. "Президент Барак Обама приветствует это достижение как еще один результат перезагрузки двусторонних отношений, который принесет выгоду как Соединенным Штатам, так и России", - сказал пресс-секретарь Белого дома Джей Карни, пересказывая телефонный разговор американского лидера с президентом РФ Дмитрием Медведевым. По его словам, Обама передал Медведеву, что его администрация намерена работать с Конгрессом США над отменой поправки Джексона- Вэника в отношении России с целью обеспечить, чтобы "американские фирмы и американские экспортеры пользовались теми же самыми выгодами от членства России, что и их зарубежные конкуренты". Комментируя последнее, Шувалов не исключил, что США отменят дискриминационную поправку "в течение ближайших нескольких месяцев" с целью обеспечить "нормальные торговые отношения" между двумя странами.
Пока же их нет. И США, перед подписанием протокола о присоединении РФ к ВТО, проинформировали Организацию о том, что в отношении России они не будут применять соглашения ВТО /подобное право у любого члена ВТО есть в соответствии с 13-й статьей марракешского Соглашения о создании ВТО о "неприменении многосторонних торговых соглашений между отдельными членами ВТО"/. Как пояснили в ВТО, причина такого шага – действующая в США в отношении России поправка Джексона-Вэника, которая фактически противоречит нормам ВТО. Вслед за этим Россия также заявила о применении 13-й статьи в отношении США.
На фоне столь масштабного событий не огорчает такая "мелочь", как то, что русский не станет официальным языком ВТО. Как пояснил Лами, "добавление нового языка в качестве официального и перевод всего документооборота на этот язык будет означать для ВТО дополнительные расходы на уровне 12 - 13 млн франков в год /13 - 14 млн долларов/".