Любимец Венеции ищет подходящую планету
Лауреат Венецианского, Стокгольмского и многих других кинофестивалей Алексей ФЕДОРЧЕНКО в интервью ИТАР-ТАСС рассказывает о вреде 3D фильмов, ждет манифестов новой волны в кино и ищет подходящую планету для экранизации повести братьев Стругацких.
- Все чаще говорят о кризисе современного кинематографа. Но фильмы снимают, фестивали не закрывают. Так куда движется кино?
- Коммерческое кино движется в тупик, мы видим это на примере различных франшиз и ремейков на одну и ту же тему, дальше так продолжаться не может, все равно это остановится. В тупик движется и технология 3D, которая многих уже раздражает. Она была создана без учета психологических и физиологических особенностей людей, и ученые и говорят, что дети до 9 лет не видят объемного кино, они просто не приспособлены. Детей заставляют надевать очки, потом удивляются, почему дети их снимают. А это ошибка в технологии.
Коммерческое кино – это, к сожалению, повторение и закрепление. Когда люди перестанут ходить на блокбастеры и бесконечные повторы, то продюсеры задумаются, что делать дальше. И наверняка задумаются не в сторону увеличения бюджета. Сейчас посещаемость обеспечивают за счет технологий и огромных денег. Но коммерчески успешными фильмами все чаще становятся, скорее, те, которые не имеют большого бюджета.
То же самое, видимо, ждет и артхаусное кино. Я был на фестивале «Зеркало» в Плёсе, там было около десяти неплохих и хороших артхаусных фильмов. Но в артхаусе тоже кризис. Многие режиссеры повторяют одни и те же мизансцены, долгие паузы и молчания актеров, долгие кадры – этакая тарковщина не всегда в хорошем смысле. Я жду какого-то манифеста, какой-то новой волны, все как-то забуксовало. Надо ломать и картинку, и привычные ряды. Думаю, через год-два мы это увидим.
- Физиков волнует тема существования «частицы Бога». А какие явления мироздания волнуют кинорежиссеров?
- Явления существуют в мироздании сами по себе, без нашего внимания или невнимания, и это прекрасно. Я не могу говорить за всех, а только за себя. Мои интересы очень широкие, я сейчас работаю параллельно над пятью сценариями, они находятся в разном состоянии – от готовности до замысла, во временном отрезке от XIX века до далекого будущего, в географии – от Колумбии, Германии до Украины и Сибири. Сейчас мы работаем над историческим фильмом «Ангелы революции» по событиям 30-х годов прошлого века в СССР и над фантастическим фильмом по повести братьев Стругацких «Малыш», действие которого происходит в XXII веке.
- Пожалуйста, подробнее о них…
- Кастинг идет и на тот, и на другой фильм. В этом году начнем делать «Ангелов», в следующем – «Малыша». «Ангелы революции» - полнометражный фильм на материале 30-х годов без отсылок к современности. Сценарий пишу я сам по мотивам книг Дениса Осокина и реальных исторических событий, где происходит стычка двух миров - русского авангарда и самоедской культуры в Сибири, на Оби. Это необычный срез. Главные герои – самураи русского авангарда, но не настолько известные и «запопсованные», как Малевич. Я нашел уникальных героев, про каждого из них можно делать многосерийное кино, собрал их в одну команду. Сейчас изучаю футуризм, конструктивизм, помещаю этих героев в мир северной обской культуры. Надеюсь приступить к съемкам в августе.
С Борисом Стругацким мы договорились о съемках фильма «Малыш» незадолго до его кончины - права выкупили в октябре, а через месяц его не стало. Где буду снимать – пока не знаю, ищу подходящую планету. Основные сюжетные линии фильма будут схожи с повестью, но жанр сильно изменился. Фильм будет ближе к триллеру, это будет более взрослое кино, чем повесть, которая была написана для детского издательства.
- Когда-то вы поразили зрительскую аудиторию фильмом «Первые на Луне», и тема космоса вам не чужда. Сейчас НАСА сформировала группу из восьми человек для реального полета к Марсу. Что вы думаете о такой экспедиции, о тех людях, что их ждет до Марса, на Марсе и после него?
- У нас тоже были люди, которые по 500-суточной программе «летали» на Марс, сидя в капсуле на Земле. Они мне рассказывали, что брали с собой и с удовольствием смотрели «Первые на Луне». А вообще страшно это. Если есть шансы не вернуться, то люди летят практически никуда. Я поражаюсь им, но в то же время мне их жалко. Я бы так не смог. Хотя я все-таки не понимаю, зачем туда лететь.