На историческую сцену Большого театра вернулся "Борис Годунов" в постановке 1948 года

На историческую сцену Большого театра вернулся Вернувшись на историческую сцену, Большой театр начинает последовательно возвращать на нее свои легендарные спектакли. Первым среди них стал знаменитый "Борис Годунов" в постановке 1948 года. Возрожденный шедевр, созданный более 60 лет назад выдающимися мастерами ГАБТа - дирижером Николаем Головановым, режиссером Леонидом Баратовым, художником Федором Федоровским и хореографом Леонидом Лавровским, сегодня вновь предстанет перед зрителями.


За этой оперой Модеста Мусоргского давно и прочно закрепилась слава одной из самых популярных русских опер. Однако ее путь на театральные подмостки оказался невероятно трудным. Взяться за пушкинскую трагедию порекомендовал композитору его друг, историк русской литературы Владимир Никольский. Работа шла очень быстро. Приступив к делу осенью 1868 года, Мусоргский закончил оперу в клавире в мае следующего, а к декабрю уже полностью ее инструментовал. Летом 1870 года "Борис Годунов" был представлен на рассмотрение Дирекции императорских театров. И был отклонен - под предлогом отсутствия значимой женской роли. Вторая редакция была завершена в 1872 году. Но комитет отклонил и ее. Впрочем, в таких строгостях ничего удивительного нет, ведь цензурный запрет на саму пушкинскую трагедию был снят всего лишь в 1866 году, а затем неоднократно возобновлялся на ее отдельные сцены.


Подобные проблемы значительно осложнили и судьбу оперного "Бориса". Достаточно сказать, что кроме двух авторских редакций оперы, существуют две редакции, сделанные в 1896 и 1908 годах Римским-Корсаковым. Затем, в 1927 году музыковедом Павлом Ламмом была подготовлена сводная авторская редакция "Бориса". Наконец, в 1940 году свою редакцию оперы предложил Дмитрий Шостакович.


В Большом театре "Годунова" ставили неоднократно. Впервые он появился здесь в 1888 году. Однако в числе наиболее памятных неизменно называется спектакль 1901 года, в котором заглавную партию пел Федор Шаляпин, а в роли Самозванца выступал знаменитый тенор Леонид Собинов, и, конечно, легендарную постановку 1948 года. Последний раз Большой театр обратился к опере Мусоргского в 2007 году, когда постановщиком стал кинорежиссер Александр Сокуров. Этот спектакль, как и прежде, сохранится в репертуаре Новой сцены ГАБТа.


А на исторической сцене с сегодняшнего дня будет царить защищенный своим солидным возрастом, очаровывающий монументальной декоративностью, всемирно признанный "Борис Годунов" в постановке 1948 года. "Раритет" вернули к жизни продолжатели великих традиций Большого. В возобновлении спектакля приняли участие музыкальный руководитель театра Василий Синайский, дирижер Павел Сорокин, режиссер Игорь Ушаков, художники Алена Пикалова, Елена Зайцева и балетмейстер Екатерина Миронова.


Истинный восторг и неизбежное предпремьерное волнение испытывает абсолютно весь актерский состав. "Я уже много лет пою Бориса", - сказал ИТАР-ТАСС исполнитель заглавной партии бас Михаил Казаков. По подсчетам певца, он исполнил эту партию около 200 раз. "Но она всегда волнует и звучит по-новому. Ведь бесконечный монолог человека с собственной совестью не может быть равнодушным", - убежден артист.


А его коллега - исполнитель партии Шуйского - певец Максим Пастер признается, что с интересом играет свою роль в разных постановках, и в сокуровской, в частности. Но при этом не скрывает радости по поводу того, что в Большой, как он выразился, вернулся "старый, добрый "Борис Годунов". "Не каждый театр может похвалиться тем, что на его сцене с неослабевающим успехом спектакль идет 60 лет", - с гордостью заметил артист.


Такое мнение полностью разделяет и совсем юная певица - выпускница молодежной оперной программы Большого театра Алина Яровая, которая исполняет партию Ксении. "Я люблю классические постановки, - говорит она. - Новаторские спектакли мне тоже нравятся. Но должна быть основа, стержень. И потому я счастлива, что на историческую сцену вернулся исторический "Борис Годунов".


Премьерные показы возрожденного спектакля состоятся четыре вечера подряд, вплоть до 4 декабря. Опера продолжается 4 часа 20 минут и идет с тремя антрактами. Так что, как пошутил дирижер Павел Сорокин, у участников постановки и зрителей будет возможность слегка передохнуть во время трудной духовной работы.

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent