Большой театр завершил 235-й сезон, впереди 236-й сезон с открытием исторической сцены
МОСКВА, 26 июля. /Корр.ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. На афише Большого театра одна короткая фраза: "Спектакля нет". Появившись здесь сегодня, она сменится не скоро. ГАБТ закрыл свой 235-й сезон и ушел в отпуск, который продлится до 23 сентября, когда в главном театре страны стартует новый, 236-й, сезон, который ознаменуется поистине историческим событием - открытием после реконструкции Основной сцены.
Завершившийся сезон оказался непростым. И дело не только в кадровых перестановках: в балетной труппе дважды сменился управляющий, а также утвержден новый худрук, которым стал бывший солист ГАБТа, народный артист России Сергей Филин. Впрочем, эти перемены пошли явно на пользу театру. Как и тот факт, что Большой после значительного перерыва обзавелся, наконец, музыкальным руководителем и главным дирижером, пост которого занял всемирно известный маэстро Василий Синайский.
Несмотря на административные перемещения, театр четко выполнил все ранее объявленные планы. Репертуар пополнился целой обоймой премьер, многие из которых по праву прошли в статусе "мировых". Этот ряд открыла постановка знаменитого французского хореографа Анжелена Прельжокажа "А дальше - тысячелетие покоя", объединившая российских и французских танцовщиков. Затем последовала мировая премьера оперы французского композитора Филиппа Фенелона "Вишневый сад", прозвучавшая, правда, в концертном исполнении. В ранге мировой премьеры прошел и совместный российско-американский балетный проект "Отражения". Парад мировых премьер на сцене Большого в минувшем сезоне завершил балет "Утраченные иллюзии", созданный специально для ГАБТа композитором Леонидом Десятниковым и хореографом Алексеем Ратманским.
Но и этим не исчерпывается список громких премьер только что закончившегося сезона. Так, в опере много шума наделал моцартовский "Дон Жуан" в постановке Дмитрия Чернякова. Нестандартным получился и "Золотой петушок" у еще одного режиссера "новой волны" Кирилла Серебренникова.
Что же касается балета, но тут одна новация следовала за другой. Впервые на сцене Большого возник признанный лидер современного балета Уильям Форсайт. А под занавес сезона в ГАБТе впервые станцевали балет живого классика Иржи Килиана "Симфония псалмов" на музыку Игоря Стравинского и одноактный опус под названием "Chroma", сочиненный хореографом-авангардистом Уэйном Макгрегором. В итоге авторитетные критики назвали 235-й сезон едва ли не самым радикальным за всю историю Большого театра.
Упрочить эту славу наверняка сможет и предстоящий, 236-й сезон, который также обещает множество премьер. Как сообщил генеральный директор ГАБТа Анатолий Иксанов, он начнется на Новой сцене 23 сентября "Золотым петушком". "А затем мы будем готовиться к главной премьере сезона - открытию исторической сцены, которое состоится 28 октября", - рассказал руководитель театра. В этот день пройдет гала- концерт с участием оперных и балетных артистов. Его режиссер - Дмитрий Черняков, за дирижерский пульт встанет Василий Синайский. Вечер будет транслироваться в 600 кинотеатрах мира.
"Первой премьерой на обновленной сцене 2 ноября будет опера "Руслан и Людмила", где режиссером также выступит Дмитрий Черняков, а дирижером - Владимир Юровский, - сказал Иксанов. - Затем 18 ноября мы покажем "Спящую красавицу" в постановке Юрия Григоровича. Потрясающей красоты декорации выполнены знаменитым итальянским сценографом Эццио Фриджерио".
Первым зарубежным коллективом, который вступит на обновленную сцену Большого театра, станет итальянский Ла Скала. 11 ноября состоится концерт оркестра и хора этого легендарного театра, а в декабре пройдут гастроли балетной труппы с двумя спектаклями "Сон в летнюю ночь" и "Excelsior".
На историческую сцену вернутся в обновленном виде опера Мусоргского "Борис Годунов" и балет Чайковского "Щелкунчик". "Предстоит большая работа по переносу спектаклей с Новой сцены на историческую, - отметил Иксанов. - Этот процесс, скорее всего, займет два-три года".
Предполагается, что в следующем сезоне репертуар Большого обогатится "Драгоценностями" Джорджа Баланчина/ один из входящих в этот спектакль балетов - "Рубины" - уже идет на сцене ГАБТа/. Оперную афишу также ожидает пополнение - это будет "Кавалер розы" Рихарда Штрауса, музыкальным руководителем постановки станет Василий Синайский. В июне 2012 года "Чародейку" Чайковского поставит дирижер Александр Лазарев.