Жюри основного конкурса Московского Международного кинофестиваля встретилось с представителями СМИ. Во время беседы актриса Джеральдина Чаплин рассказала о своем отношении к кино: "Я смотрю фильмы своим сознанием, сердцем, глазами и всем своим телом
Джеральдина Чаплин. Фото: Куксин Сергей
Жюри основного конкурса 33 Московского Международного кинофестиваля 24 июня в кинотеатре "Художественный" встретилось с представителями СМИ. В его составе - актриса Джеральдина Чаплин, режиссеры Николай Досталь (Россия), Амос Гитаи (Израиль), Карой Макк (Венгрия), арт-директор Севильского кинофестиваля Хавьер Мартин-Домингес.
Ведущий пресс-конференции - руководитель пресс-центра фестиваля Петр Шепотинник начал с традиционного вопроса: какие проекты оставлены ради работы в "судейской коллегии" киносмотра в Москве?
- Никакие кинопроекты я не оставила, - сказала председатель жюри Джеральдина Чаплин. - В прошлом году, да и в этом у меня их было предостаточно - я снялась в пяти картинах. Но я оставила ради работы на ММКФ нечто более дорогое - мою семью.
Карой Макк сказал, что впервые был в жюри на Московском кинофестивале в 1977 году, а вообще впервые попал сюда на кинофестиваль 45 лет назад:
- У венгерских кинематографистов очень тесные связи с российскими, у нас тут много друзей было нажито, много чего пережили вместе. И поэтому, когда мне предложили приехать в этом году, я подумал: похоже, стоит снова рискнуть. Помимо этого нам предстоит посмотреть всю конкурсную программу, и я хотел бы испытать себя - способен ли я судить современный кинематограф. За последние 10 -15 лет многое изменилось.
- Что касается фильма, который я сейчас снимаю, то это картина о моем отце, - рассказал Амос Гитаи. - Он был архитектором, а среди его учителей был, к примеру, Василий Кандинский. А еще я хотел сказать, как счастлив проводить время здесь в компании коллег. Для Джеральдин у меня особая информация: в письме, где моя мать пишет о первой встрече с моим отцом, упоминается, что в моем родном городе Хайфе она пошла на фильм Чаплина. Там они и познакомились. Так что именно искусству Чаплина я обязан своим появлением на свет.
- Я недавно закончил большую картину "Раскол" для канала "Россия", в которой будет 20 серий, и хотел отдохнуть после этой большой работы, - поведал залу Николай Досталь. - Но, когда узнал, что жюри будет возглавлять Джеральдин Чаплин, то решил: прочь отдых!
Хавьер Мартин-Домингес выступил так:
Смотреть фоторепортаж Сергея Куксина
- Это второй раз, когда я - в Москве. Впервые был в качестве журналиста, писал о саммите Горбачева и Рейгана в конце 80- х. А впервые образ России я увидел в фильме "Доктор Живаго", но я не подозревал, поскольку был тогда тинэйджером, что эта Россия снималась в Испании. Для следующего фестиваля в Севилье я как раз готовлю программу российского кино. А сейчас мы снимаем документальное кино о художнице Леоноре Карольтон, которая живет в Мексике. Ей 90, и нам повезло с ней встретиться. Когда вернусь домой, то буду завершать этот фильм.
Председателя жюри спросили, из каких критериев она исходит, когда судит фильм.
- Я ненавижу само слово "судить" в вопросах искусства, - ответила Джеральдина Чаплин. - Я смотрю фильмы своим сознанием, сердцем, глазами и вообще всем своим телом. Кроме того, искусство - такая вещь, которую нельзя рационализировать. Выбрать победителя всегда сложно. Как правило, это всегда результат общественного согласия - некоего компромисса. Потому что сложно понять кто именно в искусстве лучший.
- Кроме того, - добавила она, - я всегда могу объяснить, почему фильм мне не понравился. А наоборот - сказать, отчего понравился, у меня обычно
не хватает слов.
Также Джеральдине задали вопрос - каким "материалом" она пользуется для создания своих персонажей.
- Это зависит от того, о какой героине идет речь, - ответила дочь великого Чаплина. - Если о реально существовавшем человеке, то необходимо провести специальные изыскания. Но в том, как я работаю, все меньше и меньше сознательных моментов, которые я могу объяснить, и все больше этот процесс становится интуитивным. Героиня словно поселяется внутри меня, и я хожу с ней, думаю о ней, и заучиваю реплики, даже когда готовлю на кухне.
На вопрос о развитии современного кино Амос Гитаи напомнил, что "кино - это не только история, но и звук, и операторская работа, и другие компоненты это визуального зрелища. Мы можем убедиться в этом даже на примере русского кинематографа от Дзиги Вертова до Александра Сокурова". Тем самым израильский режиссер задал вектор, согласно которому жюри будет оценивать фильмы нынешнего фестиваля.