На ММКФ показали фильм режиссера Кристофа Штарка "Табу, душе не место на земле"
Фото: www.moscowfilmfestival.ru
Картина рассказывает драматическую историю жизни австрийского поэта Георга Таркля.
Еще в юности он влюбился в собственною сестру, и история их взаимоотношений стала главной темой творчества поэта. Свою недолгую жизнь Георг и Грета посвятили искусству. Грета Таркль была талантливой пианисткой, но все свои творческие и душевные силы молодые люди потратили за короткое время. Ушли они из жизни практически одновременно, покончив жизнь самоубийством. За сценарий фильма в Австрии не хотел браться ни один продюсер, опасаясь, что картина получится слишком откровенной и шокирующей.
- Я не пытался разделить две стороны жизни Таркля - личную и творческую, - рассказывает Кристоф Штарк.- Невозможно понять, что было первичным: поэзия или его трагическая любовь, ведь речь идет о художнике. По сути, Тракль всю жизнь писал одно и то же стихотворение. Еще с детства в его творчестве возникает одна и та же тема - запретная любовь, - которая могла иметь как светлые, так и темные стороны. Мне кажется, что в немецкоязычных странах Георга Тракля никто не любит и не любил по-настоящему. Быть может, наш фильм что-то изменит. Тракль хорошо известен в Австрии и Германии тем, кому за сорок, его творчество входит в программу старшей австрийской школы. Но, признаюсь, после съемок картины я сам стал понимать его тексты намного лучше.
Сложнее всего режиссеру было дать самому себе ответ на вопрос: сохранять дистанцию по отношению к герою или подойти к нему ближе?
- Думаю, что близкие отношения между людьми развиваются, если есть уважение к свободе друг друга, если четко ясно, где проходит граница, понятно, чего делать не стоит, - рассуждает Кристоф Штарк. - Но проблема глубоко симбиотических отношений, как это бывает у брата с сестрой, как это было у Георга с Гретой, в том, что нет дистанции, и невозможно понять, где кончается близость, где она начинается. Мне нужно было показать фатальное влечение - и это было сложнее всего.
После съемок кино режиссер пришел к главному для себя выводу: для талантливых людей нет границ, они не слышат голос разума, их чувства нарушают все рамки дозволенного, и именно так рождается великое искусство. А вот для всех остальных границы нужны, чтобы общество могло существовать, не распадаться.